Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Пащенко М.О. на постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 18 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Пащенко ***, УСТАНОВИЛ :
14 июля 2021 года начальником отдела по вопросам торговли и услуг управы района Люблино города Москвы в отношении индивидуального предпринимателя Пащенко М.О. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Люблинский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Люблинского районного суда города Москвы от 18 августа 2021 года индивидуальный предприниматель Пащенко М.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, индивидуальный предприниматель Пащенко М.О. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что на момент осмотра магазина по техническим причинам торговая деятельность была прекращена из-за неполадок в работе холодильного оборудования; в помещении на момент проведения работ находился только один человек; сотрудник управы не ознакомил его с протоколом осмотра.
Индивидуальный предприниматель Пащенко М.О, извещённый в установленном порядке, в судебное заседание не явился, не подавал ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу ; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Согласно материалам дела, 1 июня 2021 года в 14 часов 20 минут по адресу: *** индивидуальный предприниматель Пащенко М.О. в нарушение п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, п. 2.2 Требований, с учётом п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ) в помещении магазина пива "***" не обеспечило соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты: работники магазина находились без средств индивидуальной защиты органов дыхания - масок или респираторов.
Действия индивидуального предпринимателя Пащенко М.О. квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Пащенко М.О. административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2021 года, рапортом начальника по вопросам торговли и услуг управы района Люблино Данилова В.Д, протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 1 июня 2021 года, фотоматериалом, копией договора субаренды недвижимого имущества N *** от 1 февраля 2021 года, сведениями из ЕГРИП.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям индивидуального предпринимателя Пащенко М.О. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что на момент осмотра магазина по техническим причинам торговая деятельность была прекращена из-за неполадок в работе холодильного оборудования, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 1 июня 2021 года, составленному начальником отдела управы района Люблино города Москвы, который беспрепятственно вошёл в помещение магазина пива "***", принадлежащего индивидуальному предпринимателю Пащенко М.О, в присутствии понятых, на момент осмотра работник магазина находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски).
Объективных данных о том, что 1 июня 2021 года в период с 14 часов 20 минут до 14 часов 30 минут магазин был закрыт для обслуживания покупателей не имеется.
В присутствии продавца магазина, который не представился и не предъявил документ, удостоверяющий личность, составлен протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 1 июня 2021 года. Продавец отказался от подписания протокола осмотра, о чём представителем управы в протоколе сделаны соответствующие записи.
При таких обстоятельствах действия индивидуального предпринимателя Пащенко М.О. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено индивидуальному предпринимателю Пащенко М.О. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного. В данном случае непринятие индивидуальным предпринимателем надлежащих и достаточных мер для обеспечения использования работниками средств индивидуальной защиты в магазине, то есть мер, направленных на недопущение распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создало опасность причинения вреда их жизни и здоровью, а также вреда жизни и здоровью других лиц.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление судьи в части назначения Пащенко М.О. наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Пащенко М.О. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления судьи районного суда.
8 июня 2020 года издан указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ), в соответствии с п. 2.6 которого (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ" в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ внесены изменения: в дефисе пятом пункта 2.6 указа исключены слова "и рук (перчатки)" (п. 1.1 указа); дефис седьмой пункта 2.6 указа дополнить словами "(кроме требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки)" (п. 1.2 указа).
Таким образом, с 30 июля 2021 года отменены обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых производится реализация товаров, работ, услуг, и обеспечение указанной обязанности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность, а также обязанность использования работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток) на территории работодателя, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами и организациями правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено индивидуальному предпринимателю Пащенко М.О. в постановлении судьи районного суда, было отменено, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельства постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 18 августа 2021 года подлежит изменению путём исключения из него указания на необеспечение индивидуальным предпринимателем Пащенко М.О. соблюдения использования работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 18 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Пащенко *** изменить: исключить из него указание на необеспечение индивидуальным предпринимателем Пащенко *** соблюдения использования работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
В остальной части постановление судьи Люблинского районного суда города Москвы от 18 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Пащенко М.О. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.