Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 26 июня 2012 г. N 147
Паспорт
Комплексной программы Республики Адыгея "Улучшение условий
и охраны труда" на 2013 - 2015 годы
Дата принятия и наименование решения о разработке Комплексной программы Республики Адыгея "Улучшение условий и охраны труда" на 2013-2015 годы (далее - Программа) |
статьи 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации |
Координатор Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Адыгея |
Основные разработчики Программы |
1) Министерство труда и социального развития Республики Адыгея; 2) Министерство здравоохранения Республики Адыгея |
Цель Программы |
улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Республики Адыгея (далее - организации Республики Адыгея) |
Задачи Программы |
1) внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях; 2) совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда; 3) непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; 4) информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; 5) совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения- |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
Основные мероприятия Программы |
согласно приложению к Программе |
Основные исполнители мероприятий Программы |
1) Министерство труда и социального развития Республики Адыгея; 2) Министерство здравоохранения Республики Адыгея; 3) Министерство образования и науки Республики Адыгея; 4) Министерство культуры Республики Адыгея; 5) Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея; 6) Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 57722,0 тысячи рублей, в том числе: 1) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 450,0 тысячи рублей, в том числе по годам: а) в 2013 году - 150,0 тысячи рублей; б) в 2014 году - 150,0 тысячи рублей; в) в 2015 году - 150,0 тысячи рублей; 2) за счет внебюджетных средств: а) Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерации профсоюзов Республики Адыгея - 6845,0 тысячи рублей, в том числе по годам: - в 2013 году - 2169,0 тысячи рублей; - в 2014 году - 2280,0 тысячи рублей; - в 2015 году - 2396,0 тысячи рублей; б) за счет средств работодателей - 50427,0 тысячи рублей, в том числе по годам: - в 2013 году - 16109,0 тысячи рублей; - в 2014 году - 16809,0 тысячи рублей; - в 2015 году - 17509,0 тысячи рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1) сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве; 2) снижение удельной численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; 3) увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда; 4) увеличение количества руководителей и специалистов организаций, прошедших обучение по охране труда за год |
Организация контроля за выполнением Программы |
осуществляется Кабинетом Министров Республики Адыгея |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Развитие демографических процессов, изменение ситуации на рынке труда усиливают актуальность сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Анализ условий труда в организациях Республики Адыгея показывает, что во многих организациях Республики Адыгея, особенно в малом бизнесе, условия труда продолжают оставаться неблагоприятными. Ежегодно в организациях Республики Адыгея получают травмы различной степени тяжести более 100 человек, в том числе до 10 человек - с тяжелыми формами и летальным исходом, регистрируется до 5 случаев профессиональных заболеваний. Уровень производственного травматизма в расчете на 1 тысячу работающих по данным Федеральной службы государственной статистики (далее Росстат) представлен в таблице 1.
Таблица 1
Территория |
Годы |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Российская Федерация |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
- |
Южный федеральный округ |
2,1 |
1,9 |
1,6 |
1,8 |
- |
Республика Адыгея |
2,4 |
1,9 |
2,4 |
1,6 |
1,8 |
Основной причиной возникновения большинства несчастных случаев на производстве являются причины организационного характера, в том числе неудовлетворительная организация производства работ, низкий уровень знаний в области охраны труда, нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Во многих организациях Республики Адыгея в связи с неблагоприятными условиями труда значительное количество работников занято в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Удельный вес работников, занятых в таких условиях согласно данным Росстата, представлен в таблице 2.
Таблица 2
Территория |
Годы |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Российская Федерация |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
- |
Южный федеральный округ |
19,9 |
21,1 |
23,0 |
- |
- |
Республика Адыгея |
15,8 |
17,9 |
15,7 |
15,8 |
14,7 |
В соответствии с федеральным законодательством в Республике Адыгея сформирована система государственного управления охраной труда, которая позволяет реализовывать законодательные и нормативные требования охраны труда, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов, оказывать практическую помощь работодателям. В связи с происходящими на федеральном уровне изменениями система государственного управления охраной труда требует постоянного совершенствования, предстоит внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях.
В последние годы в Республике Адыгея отмечается снижение численности руководителей и специалистов организаций, прошедших обучение и проверку знаний в области охраны труда. Обучение и проверка знаний в области охраны труда носит обязательный и периодический характер, поэтому необходимо дальнейшее развитие и расширение действующей системы обучения в этой сфере.
Предварительные и периодические медицинские осмотры являются важнейшим условием раннего выявления нарушения здоровья, возникающего под влиянием вредных производственных факторов, и важнейшим звеном диспансеризации работающего населения. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея) в 2011 году в связи с вредными и опасными условиями труда медицинским осмотрам подлежало 8915 человек, фактически осмотрено 8336 человек, что составляет 93%. Обеспечение качества и полного охвата при проведении медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда на сегодняшний день остается актуальной задачей.
Важнейшим направлением деятельности в сфере охраны труда является аттестация рабочих мест, которая позволяет оценить условия труда на каждом рабочем месте, определить право работников на компенсации, установленные для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществить мероприятия по улучшению условий труда. Эта работа проведена лишь на 13% рабочих мест организаций Республики Адыгея и требует дальнейшей активизации и финансирования.
В результате сохраняющихся неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости организации Республики Адыгея в целом несут значительные моральные и материальные потери.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2009, N11; 2011, N 8; 2012, N 4), одним из приоритетных направлений по решению задачи обеспечения безопасных условий проживания (обеспечению экологической безопасности и улучшению состояния окружающей среды) является реализация среднесрочных мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
II. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций Республики Адыгея.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях Республики Адыгея;
2) совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда;
3) непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
4) информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
5) совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013-2015 годах.
III. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы, а также сведения об исполнителях мероприятий Программы представлены в приложении к Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется в 2013 году за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, предусмотренных на реализацию ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Адыгея на 2011-2013 годы", утвержденной приказом Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 15 июня 2010 года N 168 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Адыгея на 2011-2013 годы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 6), средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерации профсоюзов Республики Адыгея и средств работодателей (далее - внебюджетные средства).
Финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в 2014-2015 годах планируется осуществлять в объемах, предусмотренных на реализацию ведомственных целевых программ.
Общий объем финансирования Программы представлен в таблице 3 и составляет 57722,0 тысячи рублей, в том числе:
1) за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея - 450,0 тысячи рублей;
2) за счет внебюджетных средств - 57272,0 тысячи рублей.
Таблица 3
Источники финансирования |
Объем финансирования (тысяч рублей) |
2013 год (тысяч рублей) |
2014 год (тысяч рублей) |
2015 год (тысяч рублей) |
Республиканский бюджет Республики Адыгея |
450,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
Внебюджетные средства |
57272,0 |
18278,0 |
19089,0 |
19905,0 |
Всего |
57722,0 |
18428,0 |
19239,0 |
20055,0 |
Объем средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, устанавливается на основании смет расходов и определяется суммой расходов:
1) на бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Адыгея для закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам, осуществляемых в рамках ведомственных целевых программ;
2) на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов работодателей из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) на выполнение мероприятий за счет средств Федерации профсоюзов Республики Адыгея;
4) на выполнение мероприятий за счет собственных средств работодателей, в том числе в рамках соглашений по охране труда, заключаемых между работодателями и уполномоченными работниками представительными органами, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работников по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Сумма планируемых затрат на выполнение мероприятий Программы рассчитывается исходя из данных за прошедший период:
1) о фактической стоимости и объеме работ и услуг в сфере охраны труда, произведенных аккредитованными организациями:
а) средней по Республике Адыгея стоимости обучения в области охраны труда одного работника;
б) численности работников, прошедших обучение в области охраны труда в обучающих организациях;
в) количестве рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда;
2) об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
а) средней по Республике Адыгея стоимости аттестации одного рабочего места;
б) средней по Республике Адыгея стоимости обязательного, периодического медицинского осмотра одного работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем в порядке, установленном федеральным законодательством, в объеме утвержденных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год.
Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации могут уточняться в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, а также исходя из фактических затрат на выполнение мероприятий Программы, произведенных в отчетный период.
По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет внебюджетных источников, подписываются соответствующие соглашения о намерениях с государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея и Федерацией профсоюзов Республики Адыгея.
V. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы обеспечит целенаправленную реализацию государственной политики в области охраны труда, а также формирование благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Республики Адыгея.
Реализация мероприятий Программы позволит к 2015 году:
1) сократить численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве на 11,1%;
2) снизить удельную численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на 1,2%;
3) увеличить удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, на 3,7%;
4) увеличить количество руководителей и специалистов организаций, прошедших обучение по охране труда за год, на 42,5%.
Показатели эффективности реализации Программы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя эффективности |
Единица измерения |
Количественные значения показателя эффективности по годам реализации Программы |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве |
процентов |
2,8 |
2,9 |
5,9 |
2. Снижение удельной численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам |
процентов |
1,4 |
4,4 |
3,6 |
3. Увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда |
процентов |
1,5 |
11,1 |
13,3 |
4. Увеличение количества руководителей и специалистов организаций, прошедших обучение по охране труда за год |
процентов |
33,5 |
3,4 |
3,3 |
Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий Программы, выразится в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Мониторинг выполнения поставленных задач осуществляется посредством анализа достижения целевых индикаторов выполнения Программы приведен в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателей, единицы измерения |
Годы |
|||
2011 *1 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих (человек) |
1,8 |
1,75 |
1,7 |
1,6 |
2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (человек) |
0,026 |
0,026 |
0,02 |
0,02 |
3. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тысяч работающих (человек) |
0,26 |
0,26 |
0,2 |
0,15 |
4. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике (процентов) |
14,7 |
14,5 |
14,0 |
13,5 |
5. Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике (процентов) |
13,3 |
13,5 |
15,0 |
17,0 |
6. Количество руководителей и специалистов организаций, прошедших обучение по охране труда за отчетный период (человек) |
442 |
590 |
610 |
630 |
7. Количество организаций, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (единиц) |
0 |
5 |
15 |
30 |
*1 контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 года
Указанные в таблице 5 целевые индикаторы выполнения Программы представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея и государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
- эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);
- фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного направления Программы, достигнутый в ходе ее реализации;
- нормативный индикатор, утвержденный Программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
,
где:
Е - эффективность реализации Программы (в процентах);
Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;
TN - нормативные индикаторы, утвержденные Программой;
М - количество индикаторов Программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации Программы Е используются все целевые индикаторы Программы.
При значении интегрального показателя эффективности реализации Программы Е от 80% до 100% и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении менее 80% низкой.
VI. Механизм реализации Программы
Министерство труда и социального развития Республики Адыгея как координатор Программы определяет формы и методы управления Программой, несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделяемых на выполнение Программы, осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы.
Исполнителями Программы являются Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, Министерство здравоохранения Республики Адыгея, Министерство образования и науки Республики Адыгея, Министерство культуры Республики Адыгея, Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея, Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея (далее - органы исполнительной власти Республики Адыгея), Государственная инспекция труда в Республике Адыгея, государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея, Федерация профсоюзов Республики Адыгея, организации Республики Адыгея.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Адыгея, Государственной инспекции труда в Республике Адыгея, государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея, Федерации профсоюзов Республики Адыгея, организаций Республики Адыгея.
Организация контроля за исполнением Программы осуществляется Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.