По результатам проведенного прокуратурой республики правового анализа Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Республики Адыгея на 2012 год (далее - республиканская Программа обязательного медицинского страхования), утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.02.2012 N 52 установлено, что республиканская Программа обязательного медицинского страхования противоречит федеральному законодательству.
В силу требований ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации утверждается программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (п. ч. 3 ст. 16).
В соответствии с ч. 5 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в том числе устанавливает средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (ч. 3 ст. 81).
В ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обязательном медицинском страховании), содержащей используемые в названном Федеральном законе понятия, отражено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (п. 8). Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования (п. 9).
В соответствии со ст. 35 Федерального закона об обязательном медицинском страховании базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются в том числе нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского (чч. 1, 2, 9).
В силу требований ч. 1 ст. 36 Федерального закона об обязательном медицинском страховании территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой медицинского страхования.
Таким образом, территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой медицинского страхования, утверждаемой Правительством Российской Федерации, в связи с чем не может содержать заниженные нормативы.
В 2012 году реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I (ст. 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее - Федеральная программа обязательного медицинского страхования).
Вместе с тем, сравнительный анализ республиканской Программы обязательного медицинского страхования с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год показал, что отдельные нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, являются заниженными.
Так, требует приведение в соответствие с Федеральной программой обязательного медицинского страхования нормативы финансового обеспечения для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, в рамках Территориальной программы ОМС - 8,771 посещения (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 8,962 посещения); для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,747 койко-дня (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 2,78 койко-дня).
Требуют приведения в соответствие нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1013,9 руб. (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 1710,1 руб.); на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 146,6 руб. (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 218,1 руб.), в том числе 150,2 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 169,5 руб.); на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 311,5 руб. (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 478 руб.), в том числе 317,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 470,5 руб.); на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 961,0 руб. (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 1380,6 руб.), в том числе 996,7 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 1167 руб.).
Также требуют приведения в соответствие подушевые нормативы финансового обеспечения (без учета расходов федерального бюджета), установленные в расчете на 1 человека в год, за счет средств обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо, которые составляют в среднем 6 014,5 руб. (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 7633,4 руб.), из них: 3887,4 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 4102,9 руб.); 2127,1 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности (Федеральная программа обязательного медицинского страхования - 3530,5 рубля).
Учитывая данные обстоятельства, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея содержит в себе коррупциогенный признак, предусмотренный п."в" ч. 3 Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, а именно выборочное изменение объема прав, выразившиеся в необоснованном установлении исключений из общего порядка.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Привести в соответствие с федеральным законодательством разделы IV, V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Республики Адыгея на 2012 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.02.2012 N 52.
2. Настоящий протест подлежит безотлагательному рассмотрению с участием представителя прокуратуры Республики Адыгея. О результатах его рассмотрения и принятых мерах надлежит письменно сообщить в прокуратуру Республики Адыгея в десятидневный срок с момента получения настоящего протеста.
Прокурор республики, |
В.М. Пословский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.