По результатам проведенного прокуратурой республики правового анализа Административного регламента Гостехнадзора Республики Адыгея по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений и приему граждан (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Гостехнадзора Республики Адыгея от 10.04.2012 N 27-п, установлено, что отдельные его нормы противоречат Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В силу требований ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных регламентах.
В частности, абз. 2 п. 28 Административного регламента предусмотрено, что обращение гражданина не рассматривается по существу, если по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в законную силу судебное решение.
Вместе с тем, такое основание не рассматривать обращение не предусмотрено Федеральным законом N 59-ФЗ.
В абз. 7 п. 28 Административного регламента в нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ не предусмотрено, что в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, то в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Пункт 30 Административного регламента в нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ не содержит в себе обязательного требования возврата обращения гражданину, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации.
Пункт 31 Административного регламента предусматривает, что в случае, если по вопросам, содержащимся в обращении, возбуждено судебное производство с участием того же лица (группы лиц), или материалы, необходимые для принятия решения и ответа заявителю, рассматриваются в суде, рассмотрение обращения может быть отложено до вступления в законную силу решения суда.
Вместе с тем, Федеральный закон N 59-ФЗ не предусматривает право отложения государственным органом рассмотрения обращения заявителя до вступления в законную силу решения суда. Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации, в исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 суток (ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Абзац 2 п. 42 Административного регламента позволяет не регистрировать письма, содержащие текст, не имеющий смыслового содержания, а также письма, содержащие нецензурные выражения или оскорбляющие честь и достоинство других лиц. Такого рода обращения списываются "в дело".
Вместе с тем, в силу требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Государственный орган или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ). Учитывая указанные требования закона, обращения, подлежат обязательной регистрации.
Пункт 66 Административного регламента, в нарушение ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ, не предусматривает обязанность государственного органа, должностного лица уведомить гражданина о продлении срока рассмотрения его обращения.
Пункт 78 Административного регламента предусматривает возможность при необходимости составить исполнителю справку о результатах рассмотрения обращения (например, в случае, если ответ заявителю был дан по телефону или при личной беседе, или если при рассмотрении обращения возникли обстоятельства, неотражённые в ответе, но существенные для рассмотрения дела).
Однако обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 1 ст. 9 и ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Учитывая данные обстоятельства, приказ Гостехнадзора Республики Адыгея содержит в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный п."в" ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, а именно: выборочное изменение объема прав, выразившееся в необоснованном установлении исключений из общего порядка для граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Привести в соответствие с федеральным законодательством абз. 2 п. 28, абз. 7 п. 28, п. 30, п. 31, абз. 2 п. 42, п. 66, п. 78 Административного регламента Гостехнадзора Республики Адыгея по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений и приему граждан, утвержденного приказом Гостехнадзора Республики Адыгея от 10.04.2012 N 27-п.
2. Настоящий протест подлежит безотлагательному рассмотрению с участием представителя прокуратуры Республики Адыгея. О результатах его рассмотрения и принятых мерах надлежит письменно сообщить в прокуратуру Республики Адыгея в десятидневный срок с момента получения настоящего протеста.
Заместитель прокурора |
И.Я. Чич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 23 апреля 2012 г. N 7-13-2012 на абз. 2 п. 28, абз. 7 п. 28, п. 30, п. 31, абз. 2 п. 42, п. 66, п. 78 Административного регламента Гостехнадзора Республики Адыгея по исполнению государственной функции по рассмотрению обращений и приему граждан, утвержденного приказом Гостехнадзора Республики Адыгея от 10.04.2012 N 27-п
Текст протеста официально опубликован не был