Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В, Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 1 июня 2021 г, которым отказано в удовлетворении требований бывшей военнослужащей, проходившей военную службу по контракту, сержанта в отставке Жамаловой Татьяны Исмаиловны о признании незаконным бездействия командира войсковой части N и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, выразившегося в невыплате административному истцу жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части N - Коновалова Д.О, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Жамалова Т.И. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие командира войсковой части N и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, выразившееся в невыплате ей жилищной субсидии.
Кроме того, административный истец просила суд обязать Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации рассмотреть документы её жилищного дела.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Жамалова Т.И. просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильём военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из условий предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).Пунктом 7 Порядка предоставления жилищной субсидии в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утверждённого приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 сентября 2018 г. N 428, закреплено, что обязательным условием для расчёта жилищной комиссией воинской части размера жилищной субсидии и принятии решения о её выплате является получение воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии.
Анализ приведённых выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очерёдности.
По делу установлено, что решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 21 августа 2018 г. N 9) Жамалова Т.И. и члены ее семьи (всего 2 человека) признаны в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, (форма обеспечения в виде предоставления жилищной субсидии), а решением от 5 декабря 2020 г. (протокол N 12) - внесены изменения в сведения о нормативе общей площади жилого помещения, полагающейся административному истцу.
Из справок войсковой части N от 17 и 21 мая 2021 г. N 167 и 173 следует, что в январе 2018 года до воинской части доведены лимиты бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии трём военнослужащим, имеющим на это внеочередное право, в последующем лимиты бюджетных обязательств на указанные цели до воинской части не доводились.
Согласно справке Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 19 мая 2021 г, Жамалова Т.И. по состоянию на 18 мая 2021 г. состоит в списке военнослужащих, подлежащих обеспечению жилищной субсидией, под номером 1 476.
Изложенное указывает на то, что перед административным истцом находится 1 475 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым она преимуществ на её получение вне имеющейся очереди не имеет, так как право на получение жилищной субсидии у них возникло ранее, чем у Жамаловой Т.И, а в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что командир войсковой части N и Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации не допустили бездействие, которое бы нарушало жилищные права административного истца, и отказал в удовлетворении требований Жамаловой Т.И.
Следовательно, апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 1 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Жамаловой Татьяны Исмаиловны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи С.В. Гришин
В.А. Патлань
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 сентября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.