По результатам проведенного прокуратурой республики правового анализа Административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея (далее - Министерство) от 17.04.2012 N 42-п, установлено, что отдельные его нормы противоречат федеральному законодательству.
В силу требований ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных регламентах.
Так, пунктами 2.1.5 и 3.41 Административного регламента предусматривается, что в случае, если обращение написано на иностранном языке или точечно-рельефным шрифтов слепых, срок рассмотрения такого обращения увеличивается на время, необходимое для перевода, а также в случае, если по вопросам, содержащимся в обращении, возбуждено судебное производство с участием того же лица (группы лиц), или материалы, необходимые для принятия решения и ответа заявителю, рассматриваются в суде, рассмотрение обращения может быть отложено до вступления в законную силу решения суда.
Вместе с тем Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) не предоставляет право государственному органу увеличивать или откладывать сроки рассмотрения обращения свыше установленных законом. Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации, в исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 суток (ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Кроме того, п. 3.15 Административного регламента предусмотрено, что обращение на иностранном языке переводится до его регистрации.
Пункты 2.3.4, 3.34, 3.37 Административного регламента позволяют должностным лицам Министерства, в том числе уполномоченным на ведение личного приема граждан, не рассматривать обращения граждан в случаях, когда по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в законную силу судебное решение или если текст письменного обращения не поддается прочтению.
Вместе с тем такие основания не рассматривать обращение не предусмотрены Федеральным законом N 59-ФЗ.
В абз. 2 и 3 п. 3.23 Административного регламента, в нарушение ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ, не предусмотрено, что обращения для рассмотрения по компетентности в органы местного самоуправления республики и подведомственные Министерству государственные учреждения направляются в течение семи дней со дня регистрации с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.
Пункт 3.40 Административного регламента, в нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ, не содержит в себе обязательного требования возврата обращения гражданину, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации.
Пунктом 5.10 Административного регламента, в нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ, не предусмотрено, что в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, то в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Пунктом 4.3 Административного регламента предусмотрено, что Министерством отдельные обращения ставятся на особый контроль, однако, в нарушение ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ, продление этого срока производится Главой Республики Адыгея и премьер-министром Республики Адыгея.
Пунктом 4.19 Административного регламента предусмотрено, что за нарушение порядка и сроков рассмотрения граждан должностные лица Министерства несут ответственность в соответствии с требованием законодательства, в том числе о муниципальной службе.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями Федерального закон 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Закона Республики Адыгея от 04.08.2005 N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея", на государственных гражданских служащих Министерства не распространяются требования федерального закона и закона республики о муниципальной службе.
В нарушение требований Конституции Республики Адыгея и принятых в ее развитие других республиканских нормативных правовых актов, п.п. 4.2. и 5.3 Административного регламента предусматривают обжалование действий (бездействия) должностных лиц Министерства, а также постановку на контроль поручений органов исполнительной и законодательной власти Московской области и Министерства культуры Российской Федерации, которые не входят в структуру государственных органов исполнительной и законодательной власти Республики Адыгея.
В нарушение ч. 9 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Административный регламент в разделе досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) Министерства не содержит обязательного требования незамедлительного направления материалов в органы прокуратуры в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления.
Учитывая данные обстоятельства, приказ Министерства содержит в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный п."в" ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, а именно: выборочное изменение объема прав, выразившееся в необоснованном установлении исключений из общего порядка для граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Привести в соответствие с федеральным законодательством п.п. 2.1.5, 2.3.4, абз. 2 и 3 п. 3.23, 3.34, 3.37, 3.40, 3.41, 4.2., 4.3, 4.19, 5.3., 5.10, Административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок", утвержденного приказом Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея от 17.04.2012 N 42-п.
2. Настоящий протест подлежит безотлагательному рассмотрению участием представителя прокуратуры Республики Адыгея. О результатах ее рассмотрения и принятых мерах надлежит письменно сообщить в прокуратуру Республики Адыгея в десятидневный срок с момента получения настоящего протеста.
Заместитель |
И.Я. Чич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 18 мая 2012 г. N 7-13-2012 на 2.1.5, 2.3.4, абз. 2 и 3 п. 3.23, 3.34, 3.37, 3.40, 3.41, 4.2., 4.3, 4.19, 5.3., 5.10 Административного регламента по исполнению государственной функции "Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок", утвержденного приказом Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея от 17.04.2012 N 42-п
Текст протеста официально опубликован не был