По результатам проведенного прокуратурой республики правового анализа Закона Республики Адыгея от 27.10.2009 N 288 "О мировых судьях Республики Адыгея" (далее - Закон) установлено, что отдельные нормы ст. 5 Закона противоречат федеральному законодательству.
Так, ч. 1, п. 10 ч. 2, ч. 5 ст. 5 Закона предусматривают, что мировые судьи назначаются на должность Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея по представлению Председателя Верховного Суда Республики Адыгея, согласованному с Главой Республики Адыгея (согласование в форме документа).
Вместе с тем ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему Российской Федерации и обладают единым статусом судей.
Статья 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает единство судебной системы Российской Федерации путем законодательного закрепления единства статуса судей. Указанный конституционный принцип реализован в ст. 12 названного Федерального конституционного закона и ст. 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которым все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
Статьи 5 и 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливают гарантии единого статуса судей, а именно - единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
В соответствии с установленным ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядком назначения (избрания) на должность мировых судей мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Анализ указанной нормы свидетельствует, что устанавливая порядок назначения мировых судей, федеральный законодатель предусмотрел два способа избрания мирового судьи: непосредственно населением соответствующего судебного участка либо назначение (избирание) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установленный статьей 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок наделения судей полномочиями не предусматривает участие в процессе наделения судей полномочиями (в том числе путем выражения мнения) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, поскольку в силу требований ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" дополнительные требования к кандидатам на должность судьи могут быть установлены только федеральным законом. Не содержатся требования об учете мнения руководителя органа исполнительной власти и в ст. 5 названного Федерального закона, устанавливающей порядок отбора кандидатов на должность судьи.
Кроме того, по аналогичным основаниям противоречат федеральному законодательству пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 5 Закона, предусматривающие обязанность предоставления в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея одновременно с письменным представлением председателя Верховного суда Республики Адыгея пакета документов (10 документов), а также предоставляющие право Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея проводить проверки достоверности документов и сведений, представленных кандидатами на должность мировых судей в квалификационную коллегию судей Республики Адыгея.
Кроме того, в силу требований ч. 7 ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" правом организации проверки достоверности документов и сведений, представленных кандидатами на должность мировых судей, наделена квалификационная коллегия судей Республики Адыгея.
Таким образом, исходя из единства статуса судей в Российской Федерации, приведенные нормы Закона противоречат федеральному законодательству и ограничивают права граждан, претендующих на занятие должности мирового судьи, как и права квалификационной коллегии судей Республики Адыгея, наделенной правом проводить проверки достоверности документов и сведений, представленных кандидатами на должность мировых судей, что помимо прочего является дополнительным административным барьером при решении вопроса Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея о назначении кандидата на должность мирового судьи.
Пункт 1 ч. 4 Закона предусматривает, что в случаях выявления нарушения требований к кандидатам на должность мирового судьи, предусмотренных пп. 1 и 5 ст. 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность мирового судьи квалификационная коллегия судей Республики Адыгея отменяет указанное решение и сообщает об этом, в том числе Главе Республики Адыгея.
Однако данная норма противоречит ч. 10 ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которой квалификационная коллегия судей при отмене своего решения сообщает об этом в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.
Учитывая изложенное, ст. 5 Закона содержит в себе коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. "д" ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, а именно принятие отдельных норм нормативного правового акта за пределами компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Привести в соответствие с федеральным законодательством ст. 5 Закона Республики Адыгея от 27.10.2009 N 288 "О мировых судьях Республики Адыгея".
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с участием представителя прокуратуры Республики Адыгея.
3. О результатах рассмотрения протеста необходимо в письменной форме сообщить в прокуратуру республики.
Исполняющий обязанности |
И.Я. Чич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Республики Адыгея от 1 ноября 2012 г. N 7-13-2012 на ст. 5 Закона Республики Адыгея от 27.10.2009 N 288 "О мировых судьях Республики Адыгея"
Текст протеста официально опубликован не был