2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Антонова А.Г., судей Даутова М.Ф. и Леонтьева О.В., при секретаре судебного заседания Балдановой Д.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-121/2021 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 "звание" Остерникова Константина Константиновича об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа (далее - ВВО) и командира войсковой части 11111, связанных с увольнением с военной службы без предоставления жилищной субсидии и исключением из списков личного состава воинской части, по апелляционной жалобе административного истца на решение Читинского гарнизонного военного суда от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, выслушав выступление представителя административного истца Богомягкова И.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, а также заключение прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа подполковника юстиции Бузмакова А.И, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Остерников обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконными приказы командующего войсками Восточного военного округа (далее - ВВО) от 14 декабря 2020 года N 0000 и командира войсковой части 11111 от 13 апреля 2021 года N 41, которыми он досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья и исключен из личного состава воинской части без предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия). При этом просил суд отменить вышеприведенные приказы должностных лиц и восстановить его на военной службе с последующим предоставлением жилищной субсидии.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 16 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Остерникова отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Остерников, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, приводя в обоснование следующее.
Так, Остерников, анализируя действующее законодательство, указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения неправильно истолкованы и применены нормы материального права, в частности ошибочно применены положения п. 13 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Кроме того, Остерников указывает на то, что судом не приняты во внимание положения законодательства, регламентирующие права военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения в период прохождения военной службы, при этом считает, что военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, жилищная субсидия должна быть предоставлена именно и только в процессе досрочного увольнения его с военной службы по состоянию здоровья, в связи с чем он не мог быть досрочно уволен с военной службы без предоставления ему жилищной субсидии.
Также автор жалобы отмечает то, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, выразившееся в непринятии во внимание его объяснений по обстоятельствам дела, содержащихся в заявлении об уточнении фактических и правовых оснований административного иска от 4 июня 2021 года.
В принесенных относительно апелляционной жалобы возражениях помощник военного прокурора Читинского гарнизона старший лейтенант юстиции Бирюзов М.В. полагал необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, выслушав выступление представителя административного истца в поддержание доводов апелляционной жалобы, а также заключение прокурора, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела Остерников проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000 в воинском звании "звание", первый контракт о прохождении военной службы заключил 15 мая 1999 года и относится в силу положений ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) к категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебным жилым помещением на весь срок военной службы.
18 апреля 2018 года Остерников заключил договор найма служебного жилого помещения N 10-51/221 по адресу: "адрес", общей площадью 61, 51 кв. м. Данное жилое помещение было предоставлено ему по месту прохождения военной службы на состав семьи из 4 человек.
Решением начальника 4 отдела (г. Чита) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 10-19/170 административный истец и члены его семьи "... " со 2 июня 2017 года приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. "... ", в последующем форма обеспечения изменена на жилищную субсидию.
Решением военно-врачебной комиссии от 27 октября 2020 года N 4/474 Остерников признан ограниченно годным к военной службе.
13 ноября 2020 года истец подал командованию рапорт, в котором просил не увольнять его с военной службы до обеспечения жилищной субсидией.
Приказами командующего войсками ВВО от 14 декабря 2020 года N 0000 и командира войсковой части 11111 от 13 апреля 2021 года N 41 Остерников досрочно уволен с военной службы на основании подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и исключен из списков личного состава воинской части 27 апреля 2021 года соответственно. При этом его выслуга лет в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении составила более 20 лет.
Между тем за Остерниковым после увольнения сохраняется право на служебное жилое помещение, предоставленное ему по договору найма, до его обеспечения жилищной субсидией, кроме того, он также не подлежит выселению из него до предоставления жилищной субсидии от 12 октября 2017 года N 10-37/120, о чем имеется соответствующее соглашение о сдаче Остерниковым жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона. Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание названных правовых норм в их взаимосвязи указывает на то, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявивших желание получить жилье для постоянного проживания не по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспеченности жильем по месту прохождения военной службы.
Следовательно, непредоставление административному истцу до увольнения с военной службы жилищной субсидии для приобретения жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением само по себе не является препятствием, предусмотренным ст. 23 Федерального закона, для его увольнения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ командующего войсками Восточного военного округа об увольнении административного истца с военной службы и изданный в порядке его реализации приказ командира войсковой части 11111 об исключении из списков личного состава воинской части прав и свобод Остерникова не нарушают.
Кроме того, нахождение на военной службе административный истец связывает не с ее дальнейшем прохождением, а исключительно с реализацией своих жилищных прав.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом первой инстанции не допущено, решение является законным и обоснованным, а административное исковое заявление не подлежало удовлетворению.
Довод жалобы о том, что Остерников не мог быть уволен с военной службы без обеспечения жилищной субсидией, с учетом вышеизложенного является несостоятельным.
Указание в жалобе о том, что судом не приняты во внимание объяснения по фактическим и правовым обстоятельствам дела, содержащимся в заявлении Остерникова от 4 июня 2021 года, не имеет правового значения для дела, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных должностными лицами.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, из материалов административного дела не усматривается.
Правильно разрешилсуд первой инстанции вопрос о судебных расходах. С учетом отсутствия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в силу положений чч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ не имеется таковых и для присуждения судебных расходов при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Остерникова Константина Константиновича оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: М.Ф. Даутов
О.В. Леонтьев
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.