Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дзюбенко АА, и судей Дьякова АН, Поповой ЭН, при секретарях Тимченко НО, Шапоревой ДЕ, при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Васиной НН, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело N 2-2166/2021 по иску прокурора Советского административного округа города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неопределенного круга лица к Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о признании бездействия незаконным, об обязании провести капитальный ремонт, по апелляционному представлению прокурора САО города Омска на решение Центрального районного суда города Омска от 23 июня 2021 года, установила:
Прокурор Советского административного округа г. Омска обратился в суд в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неопределенного круга лица с иском к Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о признании бездействия незаконным, об обязании провести капитальный ремонт, указывая, что в апреле-мае 2021 года проведена проверка по факту публикаций в СМИ о выпадении кирпичной кладки в торцевой стене многоквартирного жилого дома, 1966 г. постройки по адресу: "... ", в ночь с 21 на 22.04.2021.
В ходе проверки установлено, что Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 N 369-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 - 2043 годы" запланировано проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: "... ", на период с 2017 по 2019гг.
Согласно информации ответчика ООО "ПКФ "Сиблифт" проведено обследование технического состояния МКД, выявлен ряд дефектов и повреждений строительных конструкций, при наличии которых не обеспечивается механическая безопасность жилого дома.
На основании принятого собственниками помещений МКД протокола N 1 от 11.09.2020, собственники изменили вид работ, добавив усиление несущих конструкций. В нарушение положений действующего законодательства, ответчиком до настоящего времени не проведены работы по капитальному ремонту МКД, что ведет к усугублению ситуации с техническим состоянием дома, возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью лиц, в нем проживающих. При этом, Постановлением Правительства Омской области от 25.12.2019 N 451-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года N 369-п" были внесены измерения в Региональную программу, в том числе в части переноса установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества МКД на более поздний период - с 2020 по 2022 год. Указанное изменение было внесено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений МКД. В связи с приведенным, Постановление Правительства Омской области от 25.12.2019 N 451-п применению не подлежит.
Просил признать бездействие ответчика незаконным, обязать ответчика в срок до 31.12.2021 провести капитальный ремонт общего имущества в указанном МКД, в части проведения следующих видов работ: капитальный ремонт фасада, капитальный ремонт подвальных помещений, работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций дома и инженерных сетей, оценка технического состоянии дома, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, строительный контроль.
В судебном заседании помощник прокурора Карачинцева О.Г. исковые требования прокурора САО г. Омска поддержала.
Представители ответчика РФКР МКД Сержанова В.С, Горбунов К.А. против удовлетворения иска возражали, указывая, что срок завершения работ не окончен.
Представители третьих лиц Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрация города Омска полагали иск подлежащим удовлетворению.
От представителя третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области суду представлен отзыв на иск, с указанием отсутствия оснований для удовлетворения иска, поскольку установленный для проведения капитального ремонта срок не истек.
Судом постановлено решение:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Советского административного округа города Омска в интересах муниципального образования городской округ "... " области, неопределенного круга лица к Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о признании бездействия незаконным, об обязании провести капитальный ремонт, отказать".
В апелляционном представлении прокурор САО города Омска просит об отмене решения, принятии нового об удовлетворении исковых требований. Полагал, судом неверно определены юридически значимые обстоятельства дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Судом не было учтено, что региональной программой предусмотрен предельный срок проведения работ по капитальному ремонту. В отношении "... " по адресу: "... " оснований для переноса срока проведения работ не имелось, и дом нуждается в капитальном ремонте. В подтверждение доводов о возможности и необходимости проведения капитального ремонта прокурором было заявлено ходатайство о проведении строительно-технической экспертизы, в удовлетворении которого судом необоснованно отказано.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области представлены возражения на апелляционное представление, в котором просят о его оставлении без удовлетворения, выражая согласие с решение суда.
В отзыве на апелляционное представление прокурора САО города Омска и дополнениях к нему от 27.09.2021 РФКР МКД просит оставить решение суда без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
На апелляционное представление прокурора САО города Омска Администрацией города Омска представлен отзыв, в котором ставится вопрос о его удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия рассмотрела дело по апелляционной жалобе после перерыва, объявленного в судебном заседании 16 сентября 2021 г. Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области Волкова ЕВ. не была допущена к участию в деле ввиду отсутствия доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, она не состоит в реестре адвокатов, документ о наличии ученой степени не представила.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения и отзывы на него, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Омской области Никульшиной ЕВ, поддержавшей доводы представления, возражения представителя ответчика РФКР МКД Сержановой ВС, доводы представителей третьих лиц департамента жилищной политики Администрации города Омска Лыба СВ, Администрации города Омска Васильченко ОН, полагавших, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой САО города Омска в апреле-мае 2021 года проведена проверка по факту публикаций в средствах массовой информации сведений о выпадении кирпичной вкладки в торцевой стене МКД по адресу: г. Омск, "... ", по результатам которой в деятельности РФКР МКД выявлены нарушения законодательства о капитальном ремонте.
На основании пункта 1 распоряжения Правительства Омской области от 12.12.2012 N196-рп, в целях формирования на территории Омской области долгосрочной системы капитального ремонта МКД создана некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Уставом РФКР предусмотрено, что к функциям Фонда относится, в том числе: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, обеспечение подготовки здания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту, подготовка и утверждение проектной документации на проведение капитального ремонта, оказание консультативной, информационной, организационной, методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта МКД (том 1, л.д.39-46).
Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 N369-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Омской области на 2014-2043 года.
Указанным Постановлением в редакции до 25.12.2019 срок проведения работ по капитальному ремонту МКД N "... " по "... " был установлен с 2017 по 2019г.г.
Постановлением Правительства Омской области от 25.12.2019 N451-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 20.12.2-13 N369-п" были внесены изменения в Региональную программу, в том числе, в части переноса установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД N "... " по "... " на более поздний срок - с 2020 по 2022г.г.
В соответствии с разделом ХХ " "... "" приложения "Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области" к Региональной программе в рамках проведения капитального ремонта МКД по адресу: г. Омск, 20 Партсъезда, 53, на период с 2020 по 2022г.г. запланировано проведение следующих видов работ: капитальный ремонт фасада, капитальный ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу, работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций МКД и (или) инженерных сетей, оценка технического состояния МКД, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, строительный контроль.
Во исполнение Региональной программы, по результатам электронного аукциона 20.01.2020 между РФКР и ООО "ПКФ "СИБЛИФТ" заключен договор N "... " о проведении капитального ремонта, по условиям которого подрядная организация принимает на себя обязательства по оказанию услуг и (или) выполнению работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества, в том числе МКД по адресу: г. Омск, "... ", с видом работ - капитальный ремонт фасада, со сроком исполнения согласно п.3.2 договора - не позднее 16.11.2020 (том 1, л.д.201-216).
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что сроки выполнения работ по договору по соглашению сторон, оформленному в виде дополнительного соглашения, могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих данные обстоятельства: а) изменение объема выполняемых работ по договору по соглашению сторон, оформленному в виде дополнительного соглашения, при согласовании таких изменений собственниками помещений в МКД, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством РФ; б) недопуск собственниками помещений в МКД подрядной организации к исполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора.
По информации РФКР МКД от 27.04.2021 N "... ", в ходе выполнения работ по договору, проектной организацией проведено обследование технического состояния МКД N "... " по "... ", по результатам которого составлено ООО "ПКФ СИблифт" Техническое заключение N "... "-ТЗ на основании договора с НО РФКР от 20.01.2020, из п.2 которого следует о выявлении ряда дефектов и повреждений строительных конструкций, при наличии которых не обеспечивается механическая безопасность объекта (том 1, л.д.96-97).
Из информации РФКР МКД следует, что на основании принятого собственниками помещений в указанном МКД решения об определении вида работ по капитальному ремонту, оформленного протоколом N "... " от 11.09.2020, собственники изменили вид работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, добавлено усиление несущих конструкций МКД, в связи с чем РФКР и ООО "ПКФ "Сиблифт" заключено дополнительное соглашение N "... " от 19.11.2020 к договору от 20.11.2020 N "... "/ЭА об исключении вышеуказанного МКД из адресного перечня домов, подлежащих капитальному ремонту и графика выполнения работ по нему в период с 2.03.2020 по 16.04.2020 (том 1, л.д.220-221).
Поскольку РФКР МКД работы по капитальному ремонту проведены не были, исчерпывающие меры по их проведению не приняты, торги на заключение договора на капитальный ремонт дома не назначены и не проведены, договоры о капитальном ремонте дома с подрядчиком не заключены, постольку нарушены права лиц, проживающих в указанном МКД и несущих расходы на оплату услуг по его капитальному ремонту.
Более того, изменение срока проведения работ по капитальному ремонту в Региональную программу внесено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в МКД о переносе установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений МКД на более поздний срок, что противоречит требования ч.4 ст. 168 ЖК РФ и ст. 12 Закона N "... "-ОЗ.
Указанное бездействие РФКР послужило основанием для обращения прокурора САО города Омска в суд с настоящими требованиями.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик РФКР указывал, что причиной, по которой региональным оператором не принято мер по организации капитального ремонта в МКД N "... " по "... ", послужило принятие собственниками решения об определении вида работ по капитальному ремонту, оформленного протоколом N "... " от 11.09.2020, собственники изменили вид работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, к ремонту фасада и подвальных помещений добавлено усиление в МКД несущих конструкций. В связи с принятием собственниками указанного решения 26.02.2021 на квитанциях региональным оператором размещено предложение о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД.
Однако до настоящего времени соответствующее решение собственниками о сроке начала капитального ремонта не принято. После поступления такового решения будут инициированы конкурентные процедуры по отбору подрядной организации для проведения работ по разработке проектно-сметной документации.
Для проведения работ по капитальному ремонту в рамках региональной программы ориентировочно требуется около года. При этом Фонд вправе выполнить работы по капитальному ремонту фасада, подвала только после восстановления механической безопасности, несущей способности ограждающих и несущих конструкций МКД.
Согласно краткосрочному плану, утвержденному распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области в редакции от 31.12.2020 N "... "-рп, выполнение работ по капитальному ремонту спорного дома запланировано на 2022 год.
Как следует из материалов дела и было установлено судом, в соответствии со ст.161 ЖК РФ собственниками помещений в МКД 53 по "... " выбран способ управления- непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором оставляет не более чем тридцать, и заключен договор обслуживания с управляющей организацией ООО "УК ЖКХ "Каскад".
Согласно ответа департамента городского хозяйства Администрации города Омска от 27.04.2021 межведомственной комиссией города Омска вопросы о признании МКД 53 по "... " аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не рассматривался. Обращения граждан в межведомственную комиссию по данному вопросу не поступали. В установленном законом порядке спорный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался (том 1, л.д.74-75).
Аналогичный ответ получен от департамента жилищной политики Администрации города Омска от 1.06.2021 (том 1, л.д.242).
Ответом от 17.09.2021 Департамент городского хозяйства на запрос судебной коллегии сообщил об отсутствии оснований для признания данного МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с протоколом N "... " решения общего собрания собственников помещений в МКД N "... " по адресу: г. Омск, ул. ХХ Партсъезда о проведении капитального ремонта общего имущества МКД, проведенного в форме заочного голосования от 11.09.2020 собственниками указанного дома принято решение по вопросу 3: - провести капитальный ремонт фасада общего имущества МКД 53 по ул. ХХ Партсъезда, усиление несущих конструкций данного МКД по результатам предложения Регионального оператора; по вопросу 4: - утвердить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту фасада общего имущества в МКД, предельно допустимую стоимость капитального ремонта фасада общего имущества в МКД, согласно предложению Регионального оператора: разработка проектной документации и капитальный ремонт фасада; предельно допустимая стоимость разработки проектной документации (пробел) руб.; предельно допустимая стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пробел) руб.; по вопросу 5: дать согласие на доступ к общему имуществу в МКД, в том числе находящемуся в помещениях, принадлежащих собственникам жилых и нежилых помещений, для выполнения работ по капитальному ремонту фасада общего имущества в МКД представителям следующих организаций: НО "Региональный фонд капитального ремонта МКД"; ГЖИ Омской области; органов местного самоуправления Омской области; организациям, осуществляющим обследование, проектирование капитального ремонта общего имущества в МКД, доставку материалов, строительный (технический) контроль; подрядной организации, привлеченной региональным оператором для проведения капитального ремонта фасада (том 1, л.д.27-31, 161-163).
На основании данного решения ООО "УК ЖКХ "Каскад" направлено письмо в Министерство энергетики и жилищного комплекса Омской области, согласно которого на МКД 53 по ул. ХХ Партсъезда в городе Омске происходит разрушение стены фасада здания (с приложением фото). Комиссионное обследование Департаментом городского хозяйства и Департаментом жилищной политики проведено 7.04.2021. Просят включить дополнения в план капитального ремонта на 2021г. по укреплению фасада стены с двух сторон указанного МКД, ссылаясь в приложении на реестр собственников, протокол общего собрания собственников (том 1, л.д.174).
В соответствии с протоколом N "... " решения общего собрания собственников помещений в МКД N "... " по адресу: г. Омск "... " о проведении капитального ремонта общего имущества МКД, проведенного в форме заочного голосования от 7.04.2021, по вопросу 3 принято решение: - провести капитальный ремонт общего имущества МКД по предложению Регионального оператора. По вопросу 4 принято решение: - утвердить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, предельно допустимую стоимость капитального ремонта общего имущества в МКД по предложению Регионального оператора: разработка проектной документации и капитальный ремонт.
Предельно допустимая стоимость разработки проектной документации 541 495, 95 руб.; предельно допустимая стоимость капитального ремонта общего имущества в МКД - 19 935 692, 38 руб. по вопросу 5: - дать согласие на доступ к общему имуществу в МКД, в том числе находящемуся в помещениях, принадлежащих собственникам жилых и нежилых помещений, для выполнения работ по капитальному ремонту фасада общего имущества в МКД представителям НО "Региональный фонд капитального ремонта МКД"; ГЖИ Омской области; органов местного самоуправления Омской области; организациям, осуществляющим обследование, проектирование капитального ремонта общего имущества в МКД, доставку материалов, строительный (технический) контроль; подрядной организации, привлеченной региональным оператором для проведения капитального ремонта фасада (том 1, л.д.175-178).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что на день рассмотрения настоящего дела установленный Программой срок проведения капитального ремонта дома не истек, оснований для досрочного возложения на ответчика обязанности по проведению капитального ремонта не имеется.
При этом, районный суд исходил из того, что нормативно-правовой акт о переносе сроков проведения капитального ремонта в установленном порядке не оспаривался.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.
Одним из приоритетных направлений жилищной политики в Омской области является обеспечение комфортных условий проживания граждан, в том числе путем создания условий для проведения своевременного капитального ремонта.
В соответствии с Региональной программой капитальному ремонту подлежит общее имущество во всех МКД, находящихся на территории Омской области, за исключением МКД:
- признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- в которых имеется менее чем три квартиры;
- физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов;
- в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в МКД, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную приложением N 2 к настоящему постановлению.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 6 ст.168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.2 ст.189 ЖК РФ).
Согласно ст. 5 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1568-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области" к полномочиям органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, относятся, в том числе: утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта.
Согласно ч. 3 ст. 11 названного Закона в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса, утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном региональной программой капитального ремонта, с учетом особенностей, установленных статьей 13 настоящего Закона.
Согласно ст.ст.16, 18 указанного Закона функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета (региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета);
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подп. 4 ч. 1 ст. 14 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1568-ОЗ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта, в том числе исходя из наличия угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, а также сохранности общего имущества и имущества граждан.
При этом, согласно ч. 3 ст. 12 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1568-ОЗ актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется не реже чем один раз в год на основании, в том числе: решения собственников помещений в многоквартирном доме о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества на более поздний период и (или) сокращении перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, принятого в соответствии с частью 4 статьи 168 ЖК РФ.
В силу пункта 2 статьи 15 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1568-ОЗ не менее чем за один месяц до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, либо региональный оператор (в случае если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего реализацию основных направлений государственной политики Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 2062 раздела ХХ " "... "" приложения "Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области" к Региональной программе в редакции постановления Правительства Омской области от 28.11.2018 N347-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30.12.2013 года N "... "-п" в рамках проведения капитального ремонта МКД, расположенного по адресу: г. Омск, улица ХХ Партсъезда, "... " на период с 2017 по 2019г.г. было запланировано проведение видов работ, в том числе: капитального ремонта фасада.
Однако указанный вид работ в рамках капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД, запланированные в Региональной программе на период 2017-2019г.г, РФ КР в пределах установленного срока выполнены не были.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 ЖК РФ, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Исключения:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
В материалы дела ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не было представлено доказательств того, что имели место исключения, которые позволяют перенести срок проведения капитального ремонта фасада жилого дома в отсутствие решения общего собрания собственников помещений МКД.
Стороны в ходе судебного разбирательства не отрицали того, что вопрос об объеме работ по капитальному ремонту, сроках проведения такого ремонта до сентября 2020 года общим собранием собственников МКД 53 по "... " не решался. Решение об отказе от проведения работ по капитальному ремонту фасада до проведения работ по усилению несущих конструкций собственниками спорного дома в период 2017-2019г.г. не принималось.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ ответчиком РФКР не было представлено доказательств, подтверждающих факт принятия собственниками помещений в МКД решения о переносе срока проведения капитального ремонта МКД с периода с 2017-2019 на период с 2020-2022г.г.
Кроме того, краткосрочным планом в 2020г, утвержденным распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области в редакции от 31.12.2020 N "... "-рп были внесены изменения в краткосрочный план реализации Региональной программы на 2020-2022г.г. в части переноса срока проведения капитального ремонта фасада и подвальных помещений МКД 53 по "... ", то есть помимо капитального ремонта фасада были предусмотрены работы по капитальному ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу.
Представителем РФКР подтверждено в суде, что в строительных конструкциях МКД 53 по "... " в 2020 г. был выявлен ряд дефектов и повреждений, при наличии которых не обеспечивается механическая безопасность объекта.
Несмотря на многочисленные дефекты, выявленные в конструктивных элементах МКД, а, следовательно, наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, и сохранности общего имущества и имущества граждан, сроки капитального ремонта определены на 2022г, в отсутствие обоснования невозможности его проведения в 2021г.
При сравнении технического состояния указанного МКД с использованием фотографического материала, имеющегося в настоящем деле, судом апелляционной инстанции установлено, что при обследовании технического состояния МКД N "... " по "... ", по результатам которого ООО "ПКФ Сиблифт" составлено Техническое заключение N "... "-ТЗ на основании договора с НО РФКР от 20.01.2020 согласно которому в феврале 2020 г. был выявлен ряд дефектов и повреждений строительных конструкций, при наличии которых не обеспечивается механическая безопасность объекта, таких как: вертикальные и косые трещины в несущих стенах, наклон и выпучивание стены торца здания, размораживание и выветривание кладки, в конструкции имеет место снижение прочности кирпичей по причине применения низкопрочных материалов, в кладке имеются зоны длительного водонасыщения, промораживания и выветривания кладки, отдельные камни крошатся, выколы, вываливание отдельных кирпичей лицевого слоя здания, в торце здания выявлены полностью разрушенные перемычки, местное ослабление кирпичной кладки, пустоты в местах заполнения горизонтальных и вертикальных швов кирпичной кладки по всему зданию (пункт 2) (том 1, л.д.96-97, фото на л.д.104-114).
В результате бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении проведения работ по капитальному ремонту МКД, техническое состояние жилого дома значительно ухудшилось, о чем свидетельствует частичное разрушение в апреле 2021 г. кирпичной кладки торцевой стены с северо-западной стороны стены МКД, выпучивание кирпичной кладки торцевой стены, дальнейшее осыпание цементного раствора кирпичной кладки, что подтверждается сообщением Департамента городского хозяйства Администрации города Омска в адрес прокурора САО города Омска от 27.04.2021 (том 1, л.д.74-75, 80, фото на л.д.18-25).
При указанных обстоятельствах механическая безопасность МКД должным образом не обеспечена, права лиц, проживающих в указанном МКД и несущих расходы на оплату услуг по его капитальному ремонту, безусловно нарушены, их жизни и здоровью создана реальная угроза.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
При изложенном, не подлежит применению по настоящему гражданскому делу, независимо от признания его недействительным - Постановление Правительства Омской области от 25.12.2019 N451-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 20.12.2-13 N369-п", которым внесены изменения в Региональную программу, в том числе, в части переноса установленного срока проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД N "... " по "... " на более поздний срок - с 2020 по 2022г.г, поскольку оно противоречит федеральному закону - положениям части 4 ст. 168 ЖК РФ.
Судебной коллегией критически оцениваются представленные стороной ответчика РФ КР МКД в качестве приложения к отзыву на апелляционное представление прокурора копии предложений о проведении капитального ремонта общего имущества от 26.06.2018 N Б/Н и от 26.02.2021 N Б/Н, адресованные собственнику (собственникам) помещения (помещений) в МКД N "... " по "... ", об установлении срока начала капитального ремонта: 2019г. и 2022г. соответственно и отклоняет их, поскольку они не подтверждают соблюдение ответчиком процедуры организации проведения собственниками помещений в МКД общего собрания по вопросам переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период (ч. 4 ст. 168, ч.2 ст.189 ЖК РФ).
Кроме того, из указанных предложений от 26.06.2018 N Б/Н и от 26.02.2021 N Б/Н не следует, что они были фактически направлены ответчиком и получены собственниками помещений МКД N "... " по ул. 20 Партсъезда в городе Омске либо вручены им. Доказательств обратного ответчиком РФ КР МКД судебной коллегии представлено не было, согласно ст. 56 ГПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, и оно подлежит отмене, как постановленное при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ), с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных прокурором САО города Омска исковых требований к НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" о признании бездействия ответчика, обязании провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 23 июня 2021 года отменить, апелляционное представление прокурора Советского административного округа города Омска удовлетворить. Принять по делу новое решение.
Признать бездействие некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" незаконным.
Обязать некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в срок до 31 декабря 2021 года провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Омск, "... ", в части проведения следующих видов работ:
- капитальный ремонт фасада;
- капитальный ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу;
- работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций дома и (или) инженерных сетей;
- оценка технического состояния многоквартирного дома, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- строительный контроль.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2021 года.
"КОПИЯ ВЕРНА"
подпись судьи_______________
секретарь судебного заседания
___________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.