Судья Севастопольского городского суда Орлова Светлана Васильевна, с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - В.Я, , представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника Царевской Н. М. - В.Я, на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 апреля 2021 года и постановление должностного лица - заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополь по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя М.В. от 22 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Царевской Н. М., установил:
Постановлением от 22 декабря 2020 года, вынесенным заместителем главного государственного инспектора города федерального значения Севастополь по использованию и охране земель - заместителем начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организации Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя М.В, Царевская Н.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 667 рублей 38 копеек.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 апреля 2021 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы Царевской Н.М, оспариваемое постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением, Царевская Н.М, действуя через своего защитника, подала в Севастопольский городской суд жалобу, в которой просит постановление должностного лица административного органа от 22 декабря 2020 года и решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 апреля 2021 года отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что доказательств совершения Царевской Н.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в деле не имеется, считает необоснованными выводы административного органа и судьи районного суда о том, что заявителем возводится строение, имеющее признаки многоквартирного жилого дома, поскольку доказательств, подтверждающих такие выводы в материалах дела не содержится.
Настоящая жалоба подана заявителем в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник Царевской Н.М. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.
Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, настаивала на законности и обоснованности постановления о назначении административного наказания и принятого судебного акта.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Царевская Н.М, в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие, с участием защитника.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Согласно обжалуемому постановлению о назначении Царевской Н.М. административного наказания и решению судьи районного суда, Царевская Н.М. является собственником земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, на основании договора купли-продажи от 27 марта 2019 года. Право собственности в ЕГРН зарегистрировано 02 апреля 2019 года.
На указанном земельном участке Царевской Н.М. осуществляется возведение объекта капитального строительства.
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в связи с поступившим в Управление обращением Т.Е. проведена проверка соблюдения земельного законодательства на указанном земельном участке.
В соответствии с актом административного обследования объекта земельных отношений от 21 сентября 2020 года в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположено строение с тремя надземными этажами, на котором на момент обследования велись строительные отделочные работы. Визуально строение имеет признаки многоквартирного жилого дома, что не предусмотрено для данного вида разрешенного использования земельного участка.
Письмом от 25 сентября 2020 года Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обратилось в Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя с просьбой в рамках имеющейся компетенции провести проверочные мероприятия с целью определения строительно-технических характеристик возведенного объекта капитального строительства.
08 октября 2020 года Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя направило акт проверки N 92-03-0911-030604-265-154, проведенной должностными лицами Севгосстройнадзора на основании приказа Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя N 92-03-0991-010604-246 от 27 августа 2002 года в период с 15 сентября 2020 года по 21 сентября 2020 года, в отношении объекта капитального строительства на указанном земельном участке в связи с поступившими обращениями граждан.
Согласно акту проверки N 92-03-0911-030604-265-154, составленному 21 сентября 2020 года Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной с использованием измерительных инструментов и оборудования, установлено, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: "адрес", исходя из технических характеристик и планировочных решений, является многоквартирным жилым домом, в состав которого входят 17 изолированных (структурно обособленных) помещений (квартир), которые имеют выходы в помещения общего пользования (коридор, лестница), территорию общего пользования с выходом из здания на земельный участок перед домом.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления 15 декабря 2020 года протокола об административном правонарушении в отношении Царевской Н.М. по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ и последующего вынесения постановления о назначении административного наказания за совершение вышеуказанного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела, по мнению судьи районного суда, подтверждаются вышеназванными доказательствами: актом административного обследования объекта земельных отношений, составленным специалистами Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя 21 сентября 2020 года, актом проверки, составленным 21 сентября 2020 года Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя по результатам внеплановой выездной проверки, фотоматериалами к ним, протоколом об административном правонарушении.
Вместе с тем, с указанным решением судьи районного суда и постановлением должностного лица о назначении административного наказания согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель, их почвенного слоя. Объективная сторона состава административного правонарушения выражается в осуществлении землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Исходя из смысла статьи 8.8 КоАП РФ использованием земель не по целевому назначению, то есть не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта (многоквартирного дома вместо индивидуального жилого дома, либо иное).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Царевской Н.М. к административной ответственности) (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Так, под видом разрешенного использования согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может использоваться им только в соответствии с установленным назначением. Функциональное назначение здания, расположенного на участке, относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Царевской Н.М. - "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1), на котором ею возводится объект недвижимого имущества, одним из определяющих факторов для установления наличия либо отсутствия в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является выяснение следующего обстоятельства: относится ли строение, возводимое на указанном участке к объектам индивидуального жилищного строительства, либо является иным строением, не соответствующим виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
В рассматриваемом случае, вывод о том, что строение на земельном участке Царевской Н.М. имеет признаки многоквартирного дома, сделаны должностным лицом и судьей на основании информации, изложенной в акте проверки Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя N 92-03-0911-030604-265-154 от 21 сентября 2020 года.
Вместе с тем, доводы лица, привлекаемого к административной ответственности и ее защитника, об обратном, надлежащим образом проверены не были и не получили должной оценки.
Однако, согласно представленному на основании запроса суда апелляционной инстанции, заключению эксперта N 74-21 от 06 сентября 2021 года (судебной строительно-технической экспертизы), выполненному в рамках производства по гражданскому делу N 2-1455/2021 в Гагаринском районном суде города Севастополя, неоконченный строительством объект, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер участка N, возможно отнести к индивидуальному жилому дому.
Таким образом, факт возведения на вышеприведенном земельном участке объекта незавершенного строительства с количеством наземных этажей - 3 (три), и 17-тью предположительно обособленных помещений, сам по себе не подтверждает использование такого земельного участка (его части) не по его целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Кроме того, должностным лицом и судьей районного суда не учтено, что использование земельного участка, в том числе с целью эксплуатации здания, само по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
При этом, на момент проведения проверки строительство указанного объекта недвижимости не было завершено, в связи с чем достоверно определить все признаки многоквартирного или индивидуального жилого дома не представляется возможным.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Обязанность по доказыванию виновности лица в совершении административного правонарушения лежит на должностных лицах, ведущих производство по делу об административном правонарушении.
Бесспорных доказательств, подтверждающих факт совершения Царевской Н.М. противоправных действий, образующих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, обжалуемое решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 апреля 2021 года, а также постановление от 22 декабря 2020 года, вынесенное должностным лицом Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя М.В, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 апреля 2021 года и постановление от 22 декабря 2020 года должностного лица - заместителя главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель - заместителя начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя М.В, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в отношении Царевской Н. М. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ в отношении Царевской Н. М. прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.В. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.