Решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 13 июня 2012 г. N А01-190/2012
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13 июня 2012 г.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе председательствующего З.М. Шебзухова, судей Н.Г. Мусифулиной, Э.Н. Меликяна, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хатукаем А.А., рассмотрев материалы дела N А01-190/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮПК Дробильно-сортировочный завод "Ханский" (ИНН 0107013330, ОГРН 1070107001348) к Кабинету Министров Республики Адыгея (ИНН 0105014064, ОГРН 1020100703523) об оспаривании нормативного правового акта, третье лицо - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея (г. Майкоп, ИНН 0105043139, ОГРН 1040100541381), при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЮПК Дробильно-сортировочный завод "Ханский" - Субботина И.И. (доверенность от 08.08.2011),
от Кабинета Министров Республики Адыгея - Михненко Л.В. (доверенность от 12.03.2012),
от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея - Хиштова А. (доверенность в деле), установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮПК Дробильно-сортировочный завод "Ханский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением об оспаривании нормативного правового акта - постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.08.2011 N 167 "О внесении изменений в порядок пользования недрами в целях разработки общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения" в части признания недействующим подпункта 3 пункта 1 как не соответствующего действующему законодательству (первоначально заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кабинет Министров Республики Адыгея против удовлетворения заявленных требований возражает, заявил ходатайство о прекращении производства по делу, от которого в судебном заседании, состоявшемся 06.06.2012, отказался.
Однако считает, что оспариваемые положения Постановления от 18.08.2011 N 167 соответствуют закону.
Определением арбитражного суда от 13.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, которое по данному делу поддерживает позицию Кабинета Министров Республики Адыгея.
Суд, изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.03.2009 N 53 "О порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения" был утвержден "Порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения" (далее - Порядок пользования недрами).
Пунктом 2 Постановления от 24.03.2009 N 53 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Адыгея в области недропользования было определено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея.
В соответствии с абзацем "б" подпункта "2" пункта "1" раздела "V" Порядка пользования недрами "Предоставление права пользования участками недр без проведения аукциона" данное право могло быть реализовано, в том числе и при "строительстве обособленных водных объектов".
Условия лицензирования права пользования участками недр были установлены пунктами 2 - 9 Порядка пользования недрами.
В соответствии с Порядком пользования недрами между Управлением и обществом 23.08.2010 было заключено лицензионное соглашение "Об условиях пользования недрами с целью попутной добычи песчано-гравийной смеси, при строительстве пруда-копани, расположенного в 1,0 км к северо-востоку от ж/д станции "Ханская".
Соответствующая лицензия на право пользования недрами была выдана обществу также 20.11.2012.
С момента получении лицензии общество осуществляло экономическую деятельность по строительству пруда-копани и пользованию участками недр для попутной добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.08.2011 N 167 раздел "V" Порядка пользования недрами "Предоставление права пользования участками недр без проведения аукциона" был изложен в редакции, не содержащей нормы о возможности предоставления права пользования участками недр без проведения аукциона на основании решения уполномоченного органа при строительстве обособленных водных объектов.
Общество, полагая, что оспариваемые изменения редакции Порядка пользования недрами нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с соответствующим заявлением.
Как следует из пункта 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение об удовлетворении заявленного обществом требования, суд исходит из следующего.
Права лиц, обладающих правом собственности (иного законного владения) на землю, основаны, прежде всего, на положениях Конституции Российской Федерации. Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.
Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О недрах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 1.1 Закона Российской Федерации "О недрах" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
В числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации пунктами 7, 9 статьи 4 Закона Российской Федерации "О недрах" названы: распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения; установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
Кабинет Министров, осуществляя правовое регулирование порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения, реализовал свои законные полномочия в сфере совместного ведения с органами федеральной власти. Возможность такого нормативного регулирования прямо предусмотрена статьей 18 Закона Российской Федерации "О недрах".
В соответствии с указанной статьей порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах, предоставленных им земельных участков, с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законодательством безлицензионное пользование недрами собственником, землепользователем, землевладельцем и арендатором земельного участка допускается для строительства горных выработок глубиной до 5 метров (Закон Российской Федерации "О недрах" статья 19). Создание более глубоких горных выработок требует получение лицензии на недропользование.
Таким образом, поскольку строительство искусственных водоемов предполагает проходку горной выработки соответствующих параметров - карьера, необходимо получение разрешения на пользование недрами, которое оформляется в виде лицензии. Поскольку изначальной целью недропользования в данном случае является строительство искусственных водоемов по выращиванию ихтиофауны, т.е. создание свободной емкости (полости) в недрах, а не добыча полезных ископаемых (которые в данном случае являются неотъемлемой частью технологического процесса строительства искусственных водоемов), участок недр предоставлялся для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Иной подход к реализации права пользования участками недр при строительстве обособленных водных объектов (аукцион) нарушает право собственности законных владельцев земельных участков и противоречит вышеназванным нормам земельного законодательства, а также законодательству о недрах, поскольку в случае признания победителем аукциона иного лица лишает собственника (законного владельца) соответствующего права на земельный участок.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что раздел "V" Порядка пользования недрами в редакции, действовавшей до внесения в него изменений оспариваемым Постановлением, соответствовал Земельному кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О недрах".
На основании указанного Порядка пользования недрами у общества возникло право пользования участками недр, в соответствии с лицензионным соглашением и лицензий, которое не может быть прекращено оспариваемым правовым актом в одностороннем порядке без указания правовых оснований, изменившим законно установленный Порядок пользования недрами.
При рассмотрении дела по существу суд также исследовал доводы общества о нарушении порядка опубликования оспариваемого постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" от 09.10.1998 N 92 законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются.
Согласно пункту 4 статьи 37 Закона Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" от 09.10.1998 N 92 постановления, распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея подлежат официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня их принятия и вступают в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования, если иной срок не указан в самом акте.
Статьей 39 Закона Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" от 09.10.1998 N 92 установлено, что законы Республики Адыгея, нормативные правовые акты Главы Республики Адыгея, Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, Кабинета Министров Республики Адыгея, министерств, комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти Республики Адыгея, а также муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию на государственных языках Республики Адыгея.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в республиканских газетах "Советская Адыгея" и "Адыгэ макъ" или в специальных изданиях этих органов, признанных источниками официального опубликования.
В названных официальных изданиях оспариваемые изменения в Порядок пользования недрами опубликованы не были.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 52 Закона Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" от 09.10.1998 N 92 все принимаемые Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, Главой Республики Адыгея и Кабинетом Министров Республики Адыгея нормативные правовые акты должны быть опубликованы в ежемесячном официальном издании - "Собрании законодательства Республики Адыгея".
Публикация изменений в Собрании законодательства Республики Адыгея N 8 за август 2011 года официальным опубликованием нормативного правового акта по смыслу пункта 2 статьи 39 Закона Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" от 09.10.1998 N 92 не является.
Кроме того, указанное Собрание было подписано в печать лишь 13.09.2011, а фактически издано в январе - феврале 2012 года, что подтверждено письмом открытого акционерного общества "Полиграф-юг" от 12.03.2011 N 51, то есть за пределами установленного десятидневного срока со дня принятия.
Нарушение порядка опубликования является самостоятельным основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью "ЮПК Дробильно-сортировочный завод "Ханский" (ИНН 0107013330, ОГРН 1070107001348) о признании подпункта 3 пункта 1 нормативного правового акта - постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.08.2011 N 167 "О внесении изменений в порядок пользования недрами в целях разработки общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения" недействующим.
Признать недействующим подпункт 3 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.08.2011 N 167 "О внесении изменений в порядок пользования недрами в целях разработки общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения" как несоответствующий положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Решение суда вступает в законную силу немедленно.
Опубликовать решение в соответствии со статьей 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
З.М. Шебзухов |
Судьи |
Э.Н. Меликян Н.Г. Мусифулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 13 июня 2012 г. N А01-190/2012
Текст решения размещен на сайте Арбитражного суда Республики Адыгея в Internet (http://adyg.arbitr.ru)