Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шепелевой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-131/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчика Данько "данные изъяты". на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области" (далее - УФО) к военнослужащей войсковой части "данные изъяты" капитану Аникиной "данные изъяты" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, начальник УФО обратился в суд с иском, в котором указал, что Аникина проходит военную службу "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты". В связи с направлением её в служебную командировку в период с 1 сентября по 26 декабря 2020 г. "данные изъяты" для прохождения профессиональной переподготовки ответчику был выдан денежный аванс на оплату расходов по проезду, найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) в размере 210 600 руб. По прибытии из командировки Аникина представила авансовый отчёт об израсходованных суммах, к которому приложила документы, подтверждающие произведённые расходы на общую сумму 16 715, 90 руб, а по выданному ей денежному авансу в размере 193 884, 10 руб. не отчиталась.
В этой связи истец на основании абзаца второго статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" просил привлечь Аникину к полной материальной ответственности и взыскать с неё в пользу УФО 193 884, 10 руб.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьи 148 ГПК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в пункте 17 постановления от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", относительно порядка определения состава лиц, участвующих в деле, указывает, что, поскольку начальник УФО, как должностное лицо, гражданской процессуальной способностью не обладает и самостоятельный материальный интерес в деле у него отсутствует, иск подлежит оставлению без рассмотрения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 3 Положения о порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 г. N 553, при направлении военнослужащих в служебные командировки на территории Российской Федерации им возмещаются: расходы по проезду в порядке, определённом Правительством РФ; расходы по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение), которые возмещаются в размере фактических затрат, подтверждённых соответствующими документами, по нормам, установленным в Положении; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, связанные со служебными командировками. Возмещение военнослужащим и сотрудникам иных расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется при условии, что они произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебные командировки, и при наличии документов, подтверждающих размер фактических затрат.
По возвращении из служебной командировки военнослужащие обязаны в течение 3 служебных дней представить авансовый отчёт (отчёт) об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах и произвести окончательный расчёт по выданным им перед отъездом в служебную командировку денежным авансам на командировочные расходы. К авансовому отчёту прилагаются документы о бронировании и найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) и иных расходах, связанных со служебной командировкой.
Согласно пункту 134 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727 (далее - Порядок), военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, связанные со служебной командировкой, согласно Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", постановлениям Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", от 18 апреля 2020 г. N 553 "О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 140 Порядка в случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих не в гостинице оплата расходов по бронированию и найму жилого помещения производится на основании следующих документов, подтверждающих размер фактических затрат: 1) при проживании в жилом помещении организации, предоставляющей гостиничные услуги: счёт или другой документ организации, предоставляющей гостиничные услуги, подтверждающий фактические затраты по проживанию без учёта стоимости дополнительных услуг, заверенный печатью установленного образца данной организации; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчётов без применения контрольно-кассовой техники - документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платежных карт; 2) при проживании в жилом помещении индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги: договор найма (поднайма) жилого помещения с указанием размера платы за жилое помещение и копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; кассовый чек об оплате услуг за проживание, а при осуществлении расчётов без применения контрольно-кассовой техники - приходный кассовый ордер или документ, оформленный на бланке строгой отчетности для осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт. Проживание вне гостиниц (в однодневной командировке) оформляется приказом должностного лица, направляющего в командировку.
Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учётных документов и формированию регистров бухгалтерского учёта органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утверждённым приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2015 г. N 52н, авансовый отчёт (ф. 0504505) применяется для учёта расчётов с подотчётными лицами, при условии оформления на бумажном носителе. Подотчётное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне авансового отчёта и заполняет графы 1-6 на оборотной стороне о фактически израсходованных им суммах с указанием документов, подтверждающих произведённые расходы. Документы, приложенные к авансовому отчёту, нумеруются подотчётным лицом в порядке их записи в отчёте. Авансовый отчёт утверждается руководителем учреждения или лицом, им уполномоченным. На оборотной стороне авансового отчёта графы 7-10, содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухгалтерскому учёту, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением "данные изъяты" и приказом командира войсковой части "данные изъяты" Аникина, проходящая военную службу в "данные изъяты", в период с 1 сентября по 26 декабря 2020 г. была направлена в служебную командировку в "данные изъяты" для прохождения профессиональной переподготовки.
В этой связи 25 августа 2020 г. УФО, в котором войсковая часть "данные изъяты" состоит на финансовом обеспечении, на основании заявления ответчика перечислило ей денежный аванс на оплату расходов по проезду, найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), в размере 210 600 руб.
В соответствии с распоряжением начальника организационно-планового управления "данные изъяты". обучение военнослужащих по программам дополнительного профессионального образования было приостановлено ввиду эпидемиологической обстановки и они откомандированы к местам прохождения военной службы с последующим доучиванием путём использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части "данные изъяты" Аникина с указанной даты полагалась прибывшей из служебной командировки.
Из копий служебного задания и авансового отчёта N 3199 видно, что 23 ноября 2020 г. ответчик представила в УФО авансовый отчёт об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах, к которому приложила документы, подтверждающие произведённые расходы на общую сумму 16 715, 90 руб, а именно: 9 600 руб. - суточные, 1 966, 70 и 3 154, 20 руб. - проезд и 1995 руб. - проживание. По выданному ей денежному авансу в размере 193 884, 10 руб. Аникина на момент обращения УФО с иском в суд и принятия судом решения не отчиталась.
Кроме того, в письменных объяснениях от 16 июля 2021 г, поданных в суд первой инстанции, ответчик указала, что по командировочным расходам отчиталась частично. Документы, связанные с проживанием в "данные изъяты" за период "данные изъяты" к авансовому отчёту не приложила.
О наличии у ответчика задолженности перед УФО на сумму 193 884, 10 руб. также указано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 9 марта 2021 г, вынесенного в отношении Аникиной.
Таким образом, исходя из приведённых норм и обстоятельств дела, ответчик, которой денежные средства в размере 210 600 руб. на командировочные расходы были переданы под отчёт, в течение трёх дней по возвращении из служебной командировки была обязана отчитаться в израсходовании денежных сумм. Однако Аникиной в финансовый орган не были предоставлены документы, подтверждающие проживание в гостинице в период нахождения в командировке со 2 сентября по 1 октября 2020 г, а также об израсходовании в связи с командировкой 193 884, 10 руб.
Кроме того, из материалов дела следует, что условия выполнения ответчиком служебного задания в командировке не требовали её проживания не в гостинице и командованием соответствующих указаний на этот счёт, как это предусмотрено Порядком, не давалось.
Согласно абзацам первому и третьему пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. В структуру Министерства обороны РФ входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Исходя из Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооружённых Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 9 марта 2017 г. N 150, УФО осуществляют в полном объёме ведение бухгалтерского учёта воинской части, состоящей на финансовом обеспечении, принимают меры на местах по досудебному урегулированию споров, защите в установленном порядке законных прав и интересов Министерства обороны и воинских частей. Обеспечение личного состава Вооружённых Сил денежным довольствием, денежным содержанием, заработной платой и другими выплатами производится, в том числе через УФО, которые обеспечивают начисление и выплату денежного довольствия, отдельных и иных выплат военнослужащим, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны.
В соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" под прямым действительным ущербом понимается, в том числе утрата или уменьшение наличного имущества.
Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинён по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчётов.
Таким образом, право требования начальником УФО в судебном порядке возместить вред и соответственно обязанность ответчика по его возмещению возникли вследствие причинения Министерству обороны РФ в лице подведомственного ему финансового органа ущерба в результате неисполнения ответчиком обязанности по производству окончательного расчёта по выданному ей перед отъездом в служебную командировку денежному авансу.
При таких данных начальник УФО, как заинтересованное лицо, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обоснованно обратился в суд за защитой нарушенного права, и суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что спорные денежные средства подлежат взысканию с Аникиной в пользу истца.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба представителя ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г. по иску Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Нижегородской области" к Аникиной "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Данько "данные изъяты" - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.