Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Житникова Ю.В, Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Орловой М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5685/2021 по апелляционной жалобе законного представителя ответчика - ФИО11 на решение 26 гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 г, которым удовлетворено исковое заявление Цоя Игоря Иннокентьевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Цой, ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты" и с 22 июня 2017 г. зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: "адрес"
16 января 2020 г. Цой обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее - ОПФР по "адрес") с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по "адрес" от 18 мая 2020 г. Цою в этом отказано, поскольку у него недостаточно стажа, дающего право на досрочное назначение данной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности. В обоснование принятого решения отмечено, что фактический стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, на 16 января 2020 г. составляет 8 лет 7 месяцев и 2 дня. В этот стаж не были включены периоды его работы "данные изъяты" с 10 ноября 1997 г. по 24 марта 2000 г, с 17 февраля 2003 г. по 21 апреля 2012 г. и 7 мая 2012 г. по 31 октября 2016 г. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Как следует из письменных возражений ответчика на исковое заявление, указанные периоды не были зачтены в специальный стаж истца в связи с отменой института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан.
Цой обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил отменить решение ОПФР по "адрес" от 18 мая 2020 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости и обязать названное учреждение назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган.
Решением суда первой инстанции исковое заявление Цоя удовлетворено.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ОПФР по "адрес", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на нормативные правовые акты, регламентирующие порядок назначения страховой пенсии по старости лицам в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, указывает, что при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 13 марта 1992 г. необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Поскольку с 26 июля 1996 г. в Республике Казахстан отменен институт досрочной пенсии врачам и другим медицинским работникам, то периоды работы истца после указанной даты не дают ему право на досрочную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории г. Байконура, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
Согласно этим международным правовым нормам город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем города Байконура признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконура.
Пенсионное обеспечение жителей города Байконура производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконура, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с этим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (подп. 20 введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ).
Из ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 1);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку 1 работа в должности врача - специалиста всех наименований (за исключением врача - статистика) является основанием для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, осуществлявшему лечебную или иную деятельность.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, право на льготное исчисление пенсии имеют врачи анестезиологи - реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Как усматривается из материалов дела, гражданин "данные изъяты" Цой зарегистрирован по месту жительства в "адрес", следовательно, он подлежит пенсионному обеспечению по нормам законодательства Российской Федерации.
Разрешая требования истца в части отказа зачета в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, спорных периодов работы врачом анестезиологом - реаниматологом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что трудовая книжка истца, впервые заполненная 4 августа 1987 г, содержит сведения о том, что Цой с 10 ноября 1997 г. по 24 марта 2000 г. работал в должности "адрес" Государственного учреждения "Райбольница N N" "адрес", с 17 февраля 2003 г. по 21 апреля 2012 г. в должности "данные изъяты" Государственного коммунального казенного предприятия " "данные изъяты"" "адрес" и с 7 мая 2012 г. по 31 октября 2016 г. в должности "данные изъяты" в отделении реанимации Государственного коммунального предприятия на праве хозяйственного ведения " "данные изъяты"" "адрес" (л.д. 23-30).
Согласно пп. 11 и 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Кроме того, указанные периоды работы истца подтверждаются сведениями, содержащимися в архивной справке (л.д. 38-40), заявлении на выдачу сертификата специалиста, утвержденным главным хирургом "адрес" (л.д. 57-61), Трудовым договором от 7 мая 2012 г. N N (л.д. 63-69).
Что касается отмены с 26 июля 1996 г. на территории Республики Казахстан института назначения досрочных пенсий врачам и другим медицинским работникам, то данное обстоятельство не может служить препятствием для назначения истцу досрочной страховой пенсии, поскольку при исчислении соответствующего стажа подлежит применению законодательство Российской Федерации.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, а также о наступлении у него необходимого специального стажа, в связи с чем правомерно обязал ответчика назначить Цою досрочную страховую пенсию по старости.
В то же время, разрешая требования истца в части даты назначения страховой пенсии, суд первой инстанции указал, что пенсия подлежит назначению по подпункту 20 пункта 1, с применением положений пункта 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 и ч. 5 ст. 198 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части.
Как следует из материалов дела, истец просил назначить ему досрочную страховую пенсию с момента первоначального обращения в ОПФР по "адрес", то есть с 16 января 2020 г.
В данном случае, при удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы, суду надлежало самостоятельно определить момент возникновения у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из справки - расчета стажа Цоя, составленного главным специалистом - экспертом ОПФР по "адрес", его специальный стаж по состоянию на 16 января 2020 г, учитывая включение в него спорных периодов работы, составляет 32 года 7 месяцев и 2 дня (л.д. 79).
При таких обстоятельствах, поскольку истец с учетом включенных периодов его работы приобрел специальный стаж (30 лет), дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, до 1 января 2019 г, то с учетом положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", имеются основания для назначения Цою досрочной пенсии со дня обращения за ней - с 16 января 2020 г.
На основании изложенного решение суда в части даты, с которой ответчик обязан назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости, в связи нарушением норм процессуального права подлежит изменению, с указанием на дату назначения - с 16 января 2020 г.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 г. по исковому заявлению Цой Игоря Иннокентьевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" в части даты назначения Цою И.И. досрочной страховой пенсии по старости в связи с нарушением норм процессуального права изменить, изложив абзац шестой резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" назначить Цою Игорю Иннокентьевичу досрочную страховую пенсию по старости с 16 января 2020 г.".
В остальной части решение 26 гарнизонного военного суда от 30 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.