Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Ряузова А.Н, судей:
Романова В.С, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-23/2021 по апелляционной жалобе представителя Центрального банка Российской Федерации (Банка России), Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N (далее - Полевое учреждение) ФИО11 на решение 40 гарнизонного военного суда от 16 июня 2021 г, в соответствии с которым удовлетворён иск Ермаковой Нэлли Сериковны к Центральному банку Российской Федерации (Банку России) и Полевому учреждению о взыскании заработной платы.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Ряузова А.Н, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ермакова обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с Центрального банка Российской Федерации (Банка России) доплату к заработной плате за период с 1 января 2021 г. по 25 апреля 2021 г. с учетом повышения должностного оклада на 50%, установленного ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон N 284-ФЗ) в сумме 149 020 руб. 47 коп.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, взыскав с Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Полевого учреждения в пользу истца доплату к заработной плате за указанный период времени в сумме 149 020 руб. 47 коп.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению автора жалобы, суд, руководствуясь статьёй 1 Федерального закона N 284-ФЗ, не учел статус Банка России как юридического лица и ошибочно приравнял полевые учреждения Банка России к воинским формирования Российской Федерации, дислоцированным на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, поскольку в названной статье указанный перечень органов, включенных в воинские формирования, не подлежит расширенному толкованию.
Со ссылкой на статьи 83, 86 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" отмечает, что полевые учреждения входят в единую централизованную систему Центрального банка Российской Федерации (Банк России) (далее - Банк России) и являются воинскими учреждениями, руководство которыми по вопросам банковской деятельности осуществляет Председатель Банка России через Департамент полевых учреждений Банка России. Вопреки выводу суда, в структуру Вооружённых Сил РФ в качестве объединений, соединений, воинских частей и организаций, предусмотренных статьёй 1 Федерального закона N 284-ФЗ, полевые учреждения не входят, и, исходя из положений Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", к другим войскам и воинским формированиям не относятся.
Обращает внимание на то, что в отличие от воинских формирований военная служба в Банке России законом не предусмотрена, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляются в полевые учреждения не на воинские должности. Истец не относится к гражданскому персоналу воинских формирований и является служащим Банка России - юридического лица, расположенного в Москве.
Ссылаясь на статью 5 Федерального закона N 284-ФЗ, статью 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 6 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а последний - по обязательствам государства, Банк России осуществляет свои расходы только за счёт собственных средств. В этой связи полагает, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
Считает, что Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, от 20 января 1995 г, не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку оно не регулирует вопросы, связанные с реализацией прав и социальных гарантий граждан, и не содержит соответствующих отсылочных норм. Понятие "воинские формирования", содержащееся в названном Соглашении, применяется только для целей данного Соглашения и отличается от аналогичных терминов, применяемых в других международных актах Российской Федерации, заключённых с Республиками Казахстан, Беларусь и Киргизской Республикой.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из копий трудового договора от 17 февраля 2012 г. N 13 (л.д. 23-24), работодатель - Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице начальника Полевого учреждения принял на себя обязательство по обеспечению Ермаковой, принятой на работу в Полевое учреждение, заработной платой и иными соответствующими доплатами, надбавками, поощрительными, стимулирующими и компенсационными выплатами в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Банка России.
В соответствии со статьёй 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 83 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
В соответствии со статьёй 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны РФ.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
С 1 апреля 2020 г. введено в действие новое Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, утверждённое Председателем Центрального банка РФ и Министром обороны РФ 17 марта 2020 г, которое также предусматривает, что полевые учреждения в своей деятельности руководствуются, в том числе федеральными законами, нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ в части, касающейся деятельности полевых учреждений, нормативными актами Банка России и Положением.
Полевые учреждения являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления, являются структурными подразделениями Банка России. Создание, передислокация и ликвидация полевых учреждений производятся по решениям Министра обороны РФ и Председателя Центрального банка РФ указаниями Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. Реорганизация полевых учреждений производится по решениям начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ, согласованным с Банком России.
Полевые учреждения имеют следующий состав: Департамент полевых учреждений Банка России - в составе центрального аппарата Банка России; полевые учреждения (управления) - при центральных органах военного управления, управлениях военных округов (Северного флота), флотов; полевые учреждения (отделы) - при управлениях объединений; полевые учреждения (отделения) - при соединениях, воинских частях.
Полевые учреждения имеют действительное и условное наименование воинской части, печать установленного образца, их возглавляют начальники, комплектуются они, в том числе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, военная служба которых на период работы в полевом учреждении не приостанавливается.
Изложенное свидетельствует о том, что Полевое учреждение является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нём, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом N 284-ФЗ установлены дополнительные гарантии и компенсации.
В силу статьи 1 названного закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях настоящего Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 284-ФЗ лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из статей 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключённого 20 января 1995 г. в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Ермакова имела право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов, поскольку в указанный ею период времени работала в Полевом учреждении, которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
Согласно расчетным листкам (л.д. 25-29) Ермаковой Н.С, работающей в Полевом учреждении, выплата заработной платы за январь, февраль, март, апрель 2021 г. производилась без повышения должностного оклада на 50%.
С расчетом взыскиваемой суммы, приложенном к исковому заявлению, представитель ответчиков был согласен.
Согласно расчёту заработной платы Ермаковой Н.С, составленному в Полевом учреждении и дополнительно представленному в суд апелляционной инстанции, сумма недоплаты с учетом увеличения ее должностного оклада на 50 % с 1 января по 25 апреля 2021 г, составила 149 020 руб. 47 коп.
При таких данных суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу Ермаковой Н.С. названную денежную сумму, а соответствующие доводы апелляционной жалобы по изложенным основаниям нельзя признать состоятельными.
Утверждение автора жалобы о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится, является безосновательным.
В силу статьи 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Положение о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации также предусматривает, что вопросы финансового обеспечения деятельности полевых учреждений регулируются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета директоров Банка России, приказами и директивами Министра обороны РФ, руководителей других войск, воинских формирований и организация, при которых созданы полевые учреждения.
Пунктом 6.3.2 Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации предусмотрено, что Банк России в рамках обеспечения деятельности полевых учреждений обеспечивает лиц гражданского персонала полевых учреждений пособиями, компенсационными и иными выплатами, установленными законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с трудовым договором работодатель, заключив его, обязался обеспечивать Ермакову Н.С. заработной платой и иными выплатами в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
При таких данных оспариваемое судебное постановление является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба представителя ответчиков по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение 40 гарнизонного военного суда от 16 июня 2021 г. по иску Ермаковой Нэлли Сериковны к Центральному банку Российской Федерации (Банку России) и Полевому учреждению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) N N оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчиков - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 5 октября 2021 г.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.