Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А, судей Ромашовой Т.А, Сухаревой С.А, при секретаре Анциферовой Н.О, с участием прокурора Игнатьевой И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Кузьмича Владимира Александровича на решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 мая 2021 года по делу
по иску Кузьмича Владимира Александровича к АО "СОГАЗ", МО МВД России "Алейский", Главному управлению МВД РФ по Алтайскому краю о взыскании страховой выплаты по договору обязательного государственного страхования.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмич В.А. обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил взыскать страховое возмещение по договору обязательного государственного страхования в размере 2 140 719 руб. 26 коп.
В обоснование иска указывал, что 1 сентября 2011 года был уволен из органов внутренних дел, где проходил службу в должности участковый уполномоченный милиции отдела участковых уполномоченных ОВД по г. Алейску и Алейскому району, по п. "е" ст. 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесений изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Основанием увольнения является сокращение штатов.
Согласно свидетельству о болезни от 15 августа 2011 г. N 2165 ВВК МСЧ ГУВД по Алтайскому краю у истца установлены ряд заболеваний, в частности, сахарный диабет 1 типа, средней степени тяжести, субкомпенсация, хронический панкреатит в стадии ремиссии, гипертоническая болезнь 2 стадии, 3 степени, риск 4, атеросклероз аорты, сонных артерий, распространенный остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника и др.
В 2019 г. истцу установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию.
25 ноября 2020 г. ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России истцу изменена причина инвалидности 1 группы, установленная с 7 октября 2020 г. в связи с заболеванием эндокринной системы (сахарный диабет 2 типа), с общего заболевания на заболевание, полученное в период прохождения военной службы с 25 ноября 2020 г.
На основании положения п. 2 ст. 5 ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" истец обратился в АО "СОГАЗ" о выплате страховой суммы по договору обязательного государственного страхования, заключенному между АО "СОГАЗ" и МВД России в 2020 г, в размере 1 500 000 руб. с последующей индексацией, что составит 2 140 719 руб. 26 коп.
Однако в выплате страховой суммы истцу отказано по причине установления инвалидности по истечении одного года после увольнения со службы. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку установленная инвалидность является лишь следствием прогрессирования установленного истцу в 2011 году заболевания, что не является препятствием для выплаты страхового возмещения.
Представители ответчиков в суде первой инстанции возражали против удовлетворения исковых требований истца указывая на отсутствие оснований для страховой выплаты согласно положениям Федерального закона N 52-ФЗ, согласно которому право на страховую выплату имеют уволенные со службы сотрудники, если инвалидность установлена до истечения одного года после увольнения. Поскольку инвалидность истцу установлена спустя 9 лет после увольнения, при этом причиной увольнения являлось не состояние здоровья, а сокращение штата, то основания для страховой выплаты отсутствуют. Представитель ГУ МВД РФ по АК полагал, что ГУ МВД является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не принимает решение о выплате страховой суммы по договору обязательного государственного страхования.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 18 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований Кузьмича В.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Кузьмич В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии у истца право на получение страховой выплаты в связи с наличием инвалидности, полученной в период прохождения военной службы, поскольку судом не учтены положения ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ о том, что при повышении группы инвалидности размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающийся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Указанное положение не содержит запрета выплаты страхового возмещения в случае не установления первичной инвалидности.
В судебном заседании, проведенным с использованием видеоконференцсвязи с Алейским городским судом Алтайского края представитель истца Гиренков А.Н. апелляционную жалобу поддержал по указанным в ней основаниям.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кузьмич В.А. проходил службу в органах внутренних дел, Алейском ГОВД Алтайского края с 05 декабря 1994 г. 01 августа 2011 г, был зачислен в распоряжение ГУ МВД России по Алтайскому краю на основании приказа N 330 л/с от 15 августа 2011 г, что подтверждается послужным списком (личный номер А ***
На основании свидетельства о болезни N 2165 от 15 августа 2011 г. Кузьмич В.А. признан "В"- ограниченно годным к военной службе, степень ограничения - 4, не годен к службе в должности по 1, 2, 3 группе предназначения, годен к службе в должности по 4 группе предназначения.
19 августа 2011 г. Кузьмич В.А. подан рапорт об увольнении его со службы в органах внутренних дел по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года номер 4202-1(2), по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника внутренних дел на службе, с 01 сентября 2011 года. 30 августа 2011 г. от Кузьмича В.А. поступил рапорт на имя начальника ГУВД, в котором, будучи осведомленным о наличии у него ограничения по состоянию здоровья, настаивает на увольнении со службы по п. "е" ст. 58 Положения о службе внутренних дел (сокращение штатов).
Приказом начальника ГУ МВД России по АК от 31 августа 2011 г. N 348 л/с Кузьмич В.А. уволен со службы в органах внутренних дел по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел с 01 сентября 2011 г. с выплатой единовременного пособия в размере 15 окладов денежного содержания.
Выслуга лет на 01.09.2011 составляет в календарном исчислении 20 лет 4 месяца 2 дня, в льготном - 20 лет 9 месяцев 2 дня.
29.10.2019 заключением медико-социальной экспертизы ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда Бюро МСЭ N2 (акт N 1886.2.22/2019) Кузьмичу В.А. впервые установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию на срок до 12.10.2020г.
01.10.2020 заключением медико-социальной экспертизы ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда Бюро МСЭ N16 Кузьмичу В.А. установлена первая группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию.
25 ноября 2020 г. по заявлению Кузьмича В.А. проведено заочное освидетельствование с целью изменения причины инвалидности. По представленным документам на основании заключения медико-социальной экспертизы ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда Бюро МСЭ N16 причина инвалидности изменена с 25 ноября 2020 г. и установлена по заболеванию, полученному в период военной службы". Истцу выдана справка МСЭ-2018 номер 0760672 от 25 ноября 2020 г.
25 декабря 2020 г. Кузьмич В.А. обратился в АО "СОГАЗ" с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с установлением 1 группы инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, в размере 1 921 584 руб. 24 коп.
Письмом N СГ-9231 от 2 февраля 2020 г. ответчик АО "СОГАЗ" отказал истцу в выплате страхового возмещения, поскольку представленными документами не подтверждается наступление страхового случая, в данном случае, установление истцу инвалидности, до истечения одного года после увольнения со службы.
Разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что установление Кузьмичу В.А. инвалидности по истечении одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел (с 25 ноября 2020 г.), спустя 9 лет после увольнения, не имеет признаков наступления страхового случая, поскольку положениями Государственного контракта ответственность страховщика по страховым случаям в отношении уволенных сотрудников Министерства внутренних дел ограничена годичным сроком с даты увольнения со службы. При этом увольнение истца произведено в связи с сокращением штата по п. "е" ст. 58 Положения о службе, а не по п. "з" ст. 58 Положения о службе (ограничение по состоянию здоровья).
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, и нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации определены Федеральным законом N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации".
Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее также - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба (пункты 1 и 2 ст. 2 ФЗ N 52-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию по страховым случаям, не повлекшим смерть застрахованного лица, являются застрахованные лица.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Размеры страховых сумм, выплачиваемых выгодоприобретателям при наступлении страхового случая, установлены в ст. 5 указанного Федерального закона.
Так, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, инвалиду I группы выплачивается страховая сумма 1 500 000 руб. (абзацы первый, третий и четвертый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 названного федерального закона и наступили в период действия договора страхования.
Во исполнение указанных норм законодательства, между АО "СОГАЗ" и Министерством внутренних дел Российской Федерации был заключен Государственный контракт N102/20 WS0010, предметом которого является страхование в 2020-2021 годах жизни и здоровья застрахованных лиц, контракт действует с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.
В соответствии с пунктом 3.1 Государственного контракта, страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:
а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
б) смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;
в) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы;
г) установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;
д) получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии).
Предусмотренный Государственным контрактом перечень страховых случаев установлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ.
Поскольку Кузьмич В.А. был уволен со службы 31 августа 2011 г, а впервые инвалидность ему установлена с 25 ноября 2020 г. по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, то установление Кузьмичу В.А. инвалидности после истечения одного года после увольнения со службы, то есть, после 31 августа 2012 г, не имеет признаков наступления страхового случая согласно приведенным положениям закона, государственного контракта.
При этом впервые инвалидность истцу установлена 25.10.2019 по общему заболеванию также по истечении одного года после увольнения со службы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не установление инвалидности до истечения одного года после увольнения не является основанием к отказу в удовлетворении иска, основаны на неверном толковании права и прямо противоречат положениям ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
Ссылка на положения ст. 5 указанного федерального закона не свидетельствуют об обратном.
В данной норме определены размеры сумм страховых выплат, в частности, при изменении группы инвалидности. При этом, указанная статься закона не содержит исключительных положений об условиях наступления страховых случаев, установленных в ст. 4 федерального закона N 52-ФЗ.
Иных оснований для страховой выплаты истцом не указано, в связи с чем суд рассмотрел спор в пределах заявленных требований согласно требованиям ст. 196 ГПК РФ.
В целом доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем не являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кузьмич Владимира Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 29 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.