Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
Полиновой Т.А.
Вересовой Н.А.
при секретаре
Матвееве Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2021 года апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N "адрес"" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску Климовой Е. С. к ООО "Жилкомсервис N "адрес"" об обязании совершения действий.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, пояснения представителя истца Бондаря Д.С, представителя ответчика Алиевой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Климова Е.С. обратилась в суд с иском к ООО "Жилкомсервис N "адрес"" об обязании ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, установленные в квартире истца по адресу: "адрес" в количестве четырех штук, обязать ответчика осуществлять расчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истца индивидуальных приборов учета тепловой энергии, начиная с даты приемки в эксплуатацию, взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец указала, что "дата" установилав своей квартире, расположенной по адресу: "адрес" индивидуальные приборы учета тепловой энергии - устройства для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4 в количестве четырех штук (по одному на каждый радиатор отопления). В квартире ими оборудованы все имеющиеся отопительные приборы. Работы по установке устройств для вычисления тепловой энергии были выполнены организацией ООО "ПУЛЬСАР СПб". "дата" истец обратился в ООО "Жилкомсервис N "адрес"" с заявлением о приемке в эксплуатацию указанных индивидуальных приборов учета тепла и переход на расчет за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, однако ответчик отказался осуществить приемку индивидуальных приборов учета тепловой энергии со ссылкой на п. 3 Приказа Министерства регионального развития РФ от "дата" N... "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", согласно которому техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Как указывает истец, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в текст постановления внесена формула 3(1) для расчетов за отопление в случаях, когда в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Таким образом, возможность установки и расчетов по показаниям индивидуальных приборов учета тепла от одной квартиры в многоквартирном доме также нормативно предусмотрено.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования Климовой Е. С. к ООО "Жилкомсервис N "адрес"" об обязании совершения определенных действий удовлетворены частично.
Суд обязал ООО "Жилкомсервис N "адрес"" в течение 10 календарный дней со дня вступления решения суда в законную силу принять в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, установленные в "адрес" в Санкт - Петербурге, в количестве четырех штук.
Суд обязал ООО "Жилкомсервис N "адрес"" осуществлять расчет платы за тепловую энергию с учетом показаний электронного устройства для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, начиная с даты принятия в эксплуатацию.
С ООО "Жилкомсервис N "адрес"" в пользу Климовой Е. С. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Жилкомсервис N "адрес"" просит указанное решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразила согласие с постановленным решением суда.
В судебное заседание истец не явилась, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещена по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представила. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие истца в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в силу п.1 ст. 330 ГПК РФ.
Как установлено судом, Климова Е.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт - Петербург, "адрес".
ООО "Жилкомсервис N "адрес"" является управляющей организацией и осуществляет техническое обслуживание "адрес" в Санкт - Петербурге.
"дата" в квартире Климовой Е.С, расположенной по адресу: "адрес" были установлены устройства для вычисления тепловой энергии "Techem" FHKV radio4 в количестве четырех штук, по одному на каждый радиатор отопления в квартире. Указанные обстоятельства подтверждаются Актом об установке и программировании вычислителей тепла от "дата". Работы по установке устройств для вычисления тепловой энергии были выполнены организацией ООО "Пульсар СПб".
В соответствии со Свидетельством об утверждении типа средств измерений DE.C.32.004.A N 63458, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии "дата" - устройства электронные для вычисления тепловой энергии "Techem" FHKV data III внесены в реестр средств измерения под N 65036-16. В соответствии с приложением к указанному свидетельству - описанием типа средства измерений - устройства электронные для вычисления тепловой энергии Techem data III применяют в жилищном фонде с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления. Также в указанном описании типа прямо указано, что устройства электронные для вычисления тепловой энергии "Techem" FHKV radio4 вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловаттчасах - что является показателем количества.
"дата" истец обратился в ООО "Жилкомсервис N "адрес"" с заявлением о приемке в эксплуатацию указанных индивидуальных приборов учета тепла и переход на расчет за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета.
До момента обращения истца в суд с настоящими требованиями индивидуальные приборы учета, установленные в квартире истца по адресу: "адрес", в эксплуатацию ответчиком не были приняты.
Удовлетворяя исковые требования в части обязании управляющей компании принять в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, районный суд исходил из того, что
данные приборы учета в полной мере соответствуют требованиям законодательства, что подтверждается Свидетельством N... от "дата" о внесении данных устройств в реестр средств измерения и описанием типа средства измерений.
Между тем, судебная коллегия полагает указанные выводы суда являются ошибочными.
Согласно информации размещенной на сайте Росстандарта, устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии FHKV (varioS, vario4. datalll, radio4), изготавливаемые "Techem Energy Services" GmbH, Германия, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений 65036-16, (далее - устройства), предназначены для измерений температур поверхности отопительного прибора и окружающего воздуха. Устройства аналогичны по конструкции и принципу измерения другим распределителям, зарегистрированным в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, и предназначены для распределения тепловой энергии в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства от 06 мая 2011 года N 354. Устройства не соответствуют требованиям "Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденной приказом Минстроя России от 17 марта 2014 года N 99/пр, в связи с чем не могут применяться для измерений тепловой энергии в качестве теплосчетчиков.
В соответствии с паспортами ООО "Техем", данные приборы являются вычислителями тепла для приборов отопления, то есть электронными устройствами для учета тепловой энергии, предназначенные для определения тепловой энергии отопительным прибором на основании измерения разности температуры поверхности отопительного прибора в характерной точке и температуры окружающего его воздуха и дальнейшего вычисления фактического потребления тепловой энергии, выделяемой отопительным прибором. Полученные данные используются в системах учета при годовом или ежемесячном перерасчете на каждого потребителя с учетом доли потребления каждой квартиры (на общедомовые нужды) в многоквартирном доме. Вычислители предназначены для установки на радиаторы и конвекторы любых типов, при горизонтальной и вертикальной одно - и двухтрубной разводке труб отопления, и измеряют потребляемую энергию в кВтч.
В материалы дела предоставлена копия свидетельства об утверждении типа средств измерений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на устройство электронное для вычисления и распределения тепловой энергии FHKV с описанием типа средства измерения.
Как следует из материалов дела, истец обращался к ответчику с заявлением о приемке индивидуальных приборов учета для вычисления и распределения тепловой энергии 21.11.2019.
Ответчиком письмом истцу был предоставлен ответ о невозможности установки данных приборов (распределителей), поскольку они не обеспечивают измерения ни массы (объема) теплоносителя, ни температуры теплоносителя в подающем и обратном индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
"распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
В силу п.п.3.5, 4.8 Методики распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление меду индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты МДК 4-07.2004, рекомендованной Решением Госстроя РФ от 13 сентября 2003 г. N 01-НС-12/1, квартирные приборы учета теплоты - это приборы для регистрации необходимых параметров теплопотребления в соответствии с п. 3.4. В качестве квартирных приборов учета, в зависимости от регистрируемого набора параметров, в настоящий момент допускается использование квартирных счетчиков теплоты или радиаторных устройств для распределения тепловой энергии (далее по тексту - распределителей теплоты).
Имеются всего две физические возможности измерить относительную величину потребления тепловой энергии в отапливаемых помещениях. Первая - измерение температуры и расхода теплоносителя на входе и выходе трубопровода системы отопления в данном помещении (или группе помещений). В этом случае для измерений и расчета потребления тепловой энергии используются квартирные счетчики теплоты. Вторая - измерение и интегрирование температурного напора между поверхностью отопительного прибора и воздухом в помещении с учетом размеров отопительного прибора и распределения температуры по его поверхности. В этом случае для измерений используются приборы, снабженные датчиками температуры, а затем на основе интегрированного по времени температурного напора производится расчет не абсолютной, а относительной величины потребления тепловой энергии. Эта расчетная схема реализована в устройствах по распределению тепловой энергии (распределителях теплоты) и связанной с ними системе коэффициентов для различных типов отопительных приборов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в судебном заседании истцом не предоставлено доказательств того, что установленные им приборы относятся к предусмотренным действующим законодательством индивидуальным приборам учета и распределителям, и подлежащими вводу в эксплуатацию, а также последующему начислению платы по их показаниям, возможности принятия их показаний для целей расчета платы за потребленную тепловую энергию, а потому исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца", признаны взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, было предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
В соответствии с п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708), в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1):
Где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);
Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленный за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Soб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
ТТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу действующего в настоящее время законодательства при наличии вертикальной или горизонтальной разводки возможна установка распределителей в доме истца. При этом, сведений, с достоверностью свидетельствующих об отнесении указанных приборов к распределителям, не районному суду, ни суду апелляционной инстанции не предоставлено.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в предоставленных документах на прибор (паспорт ООО "Техем") они указываются как вычислители тепла для приборов отопления, а свидетельство об утверждении типа средств измерений Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии предоставлено на прибор - устройство электронное для вычисления и распределения тепловой энергии FHKV.
В силу п.п.3 и 5 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
В связи с наличием вертикальной разводки внутридомовых инженерных систем отопления, в суде не установлено и истцом не доказано, что имеется техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) как прибора учета тепловой энергии.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами ответчика о том, что согласно Примечания 1 к Приложению 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N 354, для применения настоящего приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения: а) в отношении объемов коммунальных ресурсов: тепловая энергия - Гкал; в) в отношении тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (для двухкомпонентного тарифа на горячую воду - по компонентам): тепловая энергия - рублей/Гкал.
При этом, как следует из предоставленных документов на прибор, данное устройство определяет количество тепла в кВтч, а не Гкал. Предусмотренный порядок перевода законодательно не закреплен, в том числе переводной коэффициент, что может повлечь за собой недостоверное исчисление размера платы за коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, судебная коллегия, руководствуясь статьями 30, 154, 155, 539, 540 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354, Постановления Правительства РФ от "дата" N 1034, приходит к выводу о том, что установленные в квартире истца устройства FHKV radio4 не являются индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в связи с чем отказ ответчика ООО "Жилкомсервис N "адрес"" в приемке спорных устройств в эксплуатацию в качестве приборов учета тепловой энергии является законным.
Указанная правовая позиция изложена в судебных актах Третьего Кассационного суда общей юрисдикции (кассационные определения от "дата" N.., от "дата" N...).
Учитывая отказ в удовлетворении основного требования, судебная коллегия также не находит оснований для удовлетворения производных от него требований о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в части удовлетворения исковых требований Климовой Е. С. к ООО "Жилкомсервис N "адрес"" об обязании принять в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, установленных в "адрес" в Санкт - Петербурге, осуществлять расчет платы за тепловую энергию с учетом показаний электронного устройства для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, начиная с даты принятия в эксплуатацию, взыскании расходов по оплате государственной пошлины отменить и вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований Климовой Е. С. к ООО "Жилкомсервис N "адрес"" об обязании принять в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, установленных в "адрес" в Санкт - Петербурге, осуществлять расчет платы за тепловую энергию с учетом показаний электронного устройства для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FHKV radio4, начиная с даты принятия в эксплуатацию, взыскании расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.