Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Есениной Т.В.
при секретаре
В.Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5230/2020 по апелляционной жалобе Г.Е.Д. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 декабря 2020 года по административному иску Г.Е.Д. к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административного истца Г.Е.Д, её представителя - Г.Ф.А. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга - И.В.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Г.Е.Д. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным решение об отказе во включении Г.Е.Д. в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, содержащееся в уведомлении от "дата" N...
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Г.Е.Д. просила возложить на районную администрацию обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В обоснование поданного в суд иска Г.Е.Д. ссылалась на то обстоятельство, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в соответствии с имеющейся у неё льготой, не обеспечивалась, поэтому, несмотря на достижения возраста 23 лет, подлежит обеспечению жилой площадью специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по поводу чего обратилась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении её в соответствующий список лиц, однако, распоряжением районной администрации от "дата" истцу отказано в оказании государственной услуге со ссылкой на то, что она, в нарушение пункта 2.6.1.2 Административного регламента, утверждённого распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2020 N 510-р, не представила вступившее в законную силу решение суда об установлении факта наличия оснований для включения в Список в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действовавшим до 01 января 2013 года.
По мнению Г.Е.Д, отказ районной администрации во включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, не соответствует закону, поскольку, как указала истец, она представила в районную администрацию решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое "дата" по гражданскому делу N.., которое подтверждает факт отсутствия у неё право пользования жилым помещением и, соответственно, право на включение в названный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 10 декабря 2020 года, в удовлетворении административного иска Г.Е.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Г.Е.Д. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Г.Т.Н. назначена опекуном несовершеннолетней Г.Е.Д, "дата" года рождения, о чем Г.Т.Н. выдано соответствующее удостоверение (л.д. 10-11).
Согласно свидетельству о смерти, отец Г.Е.Д. - Г.Д.А. умер "дата" (л.д. 14).
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата" по гражданскому делу N.., Г.Е.А. лишена родительских прав в отношении дочери Г.Е.Д.; ребёнок передан на воспитание опекуну Г.Т.Н, приходящейся истцу бабушкой по линии отца Г.Д.А. (л.д. 12-13).
Заочным решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата" по гражданскому делу N... по иску Л.А.Н. (Г.А.Н.), Г.Е.Д. признана утратившей право пользования жилым помещением - квартирой "адрес" (л.д.7-9).
"дата" Г.Е.Д. обратилась в администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Из расписки о приёме документов по обращению Г.Е.Д. от "дата" N... следует, что последней в районную администрацию совместно с указанным заявлением были представлены копии следующих документов:
паспорта гражданина Российской Федерации;
свидетельство о рождении;
свидетельство о смерти родителя;
распоряжение об учреждении опеки от "дата" N... ;
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N... о лишении родительских прав Г.Е.А.;
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N... о признании Г.Е.Д. утратившей право пользования жилым помещением.
Письмом администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Г.Е.Д. уведомлена о принятом районной администрацией распоряжении от "дата" N.., которым Г.Е.Д. отказано во включении в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга с указанием в качестве причины отказа на то, что Г.Е.Д. в нарушение пункта 2.6.1.2 Административного регламента, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.2020 N 510-р, не представила вступившее в законную силу решение суда об установлении факта наличия оснований для включения в Список в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действовавшим до 01 января 2013 года (л.д. 17-18, 34-35).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга обоснованно отказала Г.Е.Д. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку истцом не представлены необходимые в соответствии с Административным регламентом документы.
Вывод суда первой инстанции следует признать обоснованным.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в частности, не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 397 от 04 апреля 2019 года утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно пункту 3 названных Правил, в Список, в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.
Согласно пункту 7 Правил, исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26 мая 2020 года N 510-р утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.6.1.2. Административного регламента, для принятия решения о включении в список лиц старше 23 лет заявителем в дополнение к документам, указанным в пункте 2.6.1.1 названного Административного регламента, представляются, в том числе, решение суда, вступившее в законную силу, об установлении факта о наличии оснований для включения в список в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим после 01 января 2013 года.
Справкой о регистрации, представленной Отделом вселения и регистрационного учета граждан Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района" в ответ на запрос судебной коллегии, подтверждается, что Г.Е.Д. в период с "дата" по "дата" была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
Указанная квартира на праве собственности принадлежит бабушке истца - Г.Т.Н, являвшейся её опекуном (договор передачи в собственность в порядке приватизации от "дата" N...).
Статьёй 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 7 Закона о приватизации, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, к членам семьи нанимателя относила помимо супруга нанимателя, их детей и родителей, также и других родственников и нетрудоспособных иждивенцев.
В силу статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами данной статьи, приобретали равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являлись или признавались членами его семьи в соответствии со статьёй 53 этого же Кодекса и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют равные права, вытекающие из договора найма, они, в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями, вправе стать участниками общей собственности на это помещение.
Частью 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Несмотря на то обстоятельство, что формально опекунство Г.Т.Н. над Г.Е.Д. было оформлено только "дата", исходя из обстоятельств установленных решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N... (л.д. 12-13), а также решением администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от "дата" N... об учреждении опеки (л.д. 11), следует признать, что малолетнюю Г.Е.Д. после смерти её отца Г.Д.А. опекала и материально содержала Г.Т.Н.
Таким образом, с учётом приведённых выше норм права и обстоятельств дела, Г.Е.Д, приходящаяся Г.Т.Н. внучкой по линии отца, вселённая последней "дата" в квартиру "адрес", приобрела равное с нанимателем (Г.Т.Н.) право пользования указанным жилым помещением с момента вселения и постановки на регистрационный учёт, и как следствие, - право на участие в приватизации квартиры.
То обстоятельство, что Г.Е.Д. по причинам от неё не зависящим, не была включена в договор приватизации квартиры "адрес", не лишает её права пользования данным жилым помещением бессрочно.
Согласно сведениям, внесённым в ЕГРН, Г.Т.Н. по настоящее время является собственником квартиры "адрес".
Так, в силу статьи 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Г.Е.Д. не представила доказательств невозможности её совместного проживания с бабушкой Г.Т.Н. в квартире "адрес". Общая площадь указанной квартиры составляет 38, 46 кв.м, то есть, с учётом норм предоставления жилого помещения, установленных статьёй 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" истец считается обеспеченной общей площадью жилого помещения.
Согласно объяснениям Г.Е.Д, полученным в судебном заседания суда апелляционной инстанции "дата", она знает о том, что квартира "адрес" сдаётся в пользование третьим лицам, а сама Г.Т.Н. квартирой не пользуется; намерений разрешать вопрос с Г.Т.Н. о пользовании квартирой истец не имеет.
Г.Е.Д. не подавала заявление об отмене заочного решения Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... в соответствии с правилами статьи 237 ГПК Российской Федерации, и не обжаловала его в апелляционном порядке, несмотря на то, что извещение о судебном заседании, назначенном на "дата", не получала.
Однако, нежелание Г.Е.Д. отстаивать свои жилищные права на пользование жилыми помещениями - квартирой "адрес" и квартирой "адрес" перед ближайшими родственниками, не может служить основанием для вывода об отсутствии у истца права бессрочного пользования жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, и возникновения у районной администрации обязанности обеспечить истца жилым помещением государственного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга обоснованно отказала Г.Е.Д. во включении в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 декабря 2020 года по административному делу N 2а-5230/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.Е.Д. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.