Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе: председательствующего судьи Жегалова Е.А., судей Черных С.В., Карболиной В.А., при секретаре Хлебникове А.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 07 октября 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии города Новосибирска - Марковой Арины Ивановны на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 19 июля 2021 года о частичном удовлетворении исковых требований Кузнецовой Натальи Дмитриевны к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Жегалова Е.А, объяснения лично истца Кузнецовой Н.Д, возражавшей на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
09.04.2020 Кузнецова Н.Д. обратилась в суд с иском к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, в котором просила обязать мэрию города Новосибирска, предоставить ей благоустроенное жилое помещение на территории г.Новосибирска по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указала, что она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
19.07.2021 судом первой инстанции постановлено решение: "Исковые требования Кузнецовой Натальи Дмитриевны удовлетворить частично. Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Кузнецовой Наталье Дмитриевне жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области. В остальной части иска - отказать".
С таким решением не согласился ответчик мэрия города Новосибирска в лице представителя Марковой А.И.
В апелляционной жалобе просит изменить решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 19.07.2021 по иску Кузнецовой Н.Д, обязать министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области выделить денежные средства из бюджета Новосибирской области, согласно заявке для расчета нормативов для определения общего объема предоставляемых субвенций из областного бюджета Новосибирской области, обеспечить их передачу в бюджет муниципального образования г.Новосибирск для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, изменить решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 19.07.2021 по иску Кузнецовой Н.Д, возложить на мэрию города Новосибирска обязанность предоставить Кузнецовой Н.Д, после поступления денежных средств из бюджета Новосибирской области, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м, путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
В обоснование апелляционной жалобы указано о том, что мэрия города Новосибирска не является надлежащим ответчиком, поскольку лишь уполномочена осуществлять закупки жилых помещений на предоставленные средства субвенций областного бюджета и передавать указанные жилые помещения лицам, при этом мэрия города Новосибирска не обладает полномочиями по планированию, финансированию и регулированию бюджетных процессов по обеспечению граждан жилыми помещениями, не вправе предоставлять субвенции из областного бюджета, распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Обращает внимание, что от исполнения возложенных обязанностей мэрия города Новосибирска не уклоняется, своевременно и надлежащим образом информирует министерство труда и социального развития Новосибирской области о количестве граждан, включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исходя из очередности в соответствии с датой подачи заявления.
Полагает, что указание в резолютивной части решения суда - обязанности мэрии города Новосибирска по предоставлению истцу жилого помещения за счет средств областного бюджета Новосибирской области без возложения на уполномоченный орган соответствующей обязанности по выделению финансовых ассигнований мэрии города Новосибирска на указанные цели, не позволит исполнить решение суда.
При рассмотрении дела судом не дана оценка доводам ответчика, возражения ответчика в решении суда не приведены и не исследованы, в решении не содержится мотивов, по которым суд отклонил возражения ответчика, также указаны выводы суда по доводам, которые фактически ответчиком не были заявлены. Также обращает внимание, что решение суда содержит ссылки на нормы ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ, которые уже утратили силу.
Рассмотрев дело по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, и, согласно части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, родителями истца Кузнецовой Н.Д. в свидетельстве о рождении указаны К.Д. и К.Е. (л.д. 39). При этом сведения об отце внесены со слов матери ребенка (л.д. 37).
Мать истца К.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).
ДД.ММ.ГГГГ приказом администрации "адрес" истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 30).
Истец зарегистрирована по адресу: "адрес", отделом по жилищным вопросам администрации "адрес" установлен факт невозможности ее проживания в данном жилом помещении (л.д. 33).
В ходе рассмотрения дела также установлено, что жилых помещений на праве собственности либо на ином вещном праве, у истца не имеется, что подтверждается представленными справками БТИ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Городского жилищного агентства.
В настоящее время истец не исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ее право на получение такого жилого помещения ответчиками не оспорено.
Разрешая спор и постанавливая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке, как об этом указано в просительной части искового заявления, не имеется.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливает очередность - как условие предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения гражданам соответствующей категории, а гласит, что жилье должно быть предоставлено своевременно.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривают, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Таким образом, действующее законодательство не содержит конкретной оговорки о какой-либо очередности внутри списка детей-сирот в качестве условия именно при предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Списки формируются с достижения таковыми лицами 14 лет - для того чтобы не в порядке очереди, а именно своевременно - предоставить жилое помещение таким лицам - по достижении 18 лет или по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При названных нормах закона и установленных выше обстоятельствах - дело разрешено судом правильно, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет - по тем мотивам, что они основаны на неправильном толковании норм процессуального и материального права, противоречат правильно установленным судом обстоятельствам дела, были предметом подробной оценки в решении суда первой инстанции, а оснований для иных выводов не имеется.
Действующим законодательством предусмотрено, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, то есть законом - не ставится предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете.
При этом судебная коллегия приходит к выводу о том, что отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Отдельно на каждое лицо из числа детей-сирот - субвенция не выделяется, а формируется исходя из ряда социальных показателей на данной территории.
Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, даже отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.
Пунктом 52 ст. 1 Закона Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ - органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области наделяются отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности: обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, обязанность предоставления жилого помещения истцу за счет средств областного бюджета правомерно возложена на мэрию города Новосибирска. При этом оснований для изменения резолютивной части решения суда в части возложения дополнительной обязанности по выделению финансовых ассигнований мэрии города Новосибирска на указанные цели на уполномоченный орган, судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о том, что в решении суда имеется указание на нормативный акт, утративший силу и не подлежащий применению, при наличии установленных выше обстоятельств правового значения по делу не имеют и не являются безусловными основаниями для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы о неуказании судом первой инстанции в решении доводов отзыва на иск и непринятии их во внимание судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 1, 3 - 4 ст. 198 ГПК РФ решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Действительно, обжалуемое решение суда содержит указание лишь на предоставление ответчиком письменных возражений и их частичное изложение.
Тем не менее, согласно ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Поэтому, само по себе неполное изложение судом первой инстанции возражений ответчика и отсутствие в решении суда выводов, по которым суд отверг эти доводы ответчика, не может влечь за собой отмену правильного по существу решения суда.
Поскольку на дату рассмотрения дела в суде - право Кузнецовой Н.Д. на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма - не реализовано, суд первой инстанции, правомерно вопреки доводам ответчика, которые вновь воспроизводены в апелляционной жалобе - пришел к правильному, обоснованному выводу об удовлетворении иска по заявленным основаниям.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией по тем мотивам, что они не образуют обстоятельств в силу закона влекущих отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 19 июля 2021 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя мэрии города Новосибирска - Марковой Арины Ивановны оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.