судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Тарараевой Т.С, судей Парфеня Т.В, Полянской Е.Н, при ведении протокола помощником судьи Боевой Н.О, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парфеня Т.В.
гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю к Чжан Лай-Ин о запрете выращивания овощной продукции, возложении обязанности выполнить разработку плана и проведение рекультивационных работ, по апелляционной жалобе Чжан Лай-Ин
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 24 мая 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю к Чжан Лай-Ин о запрете выращивания овощной продукции, возложении обязанности выполнить разработку плана и проведение рекультивационных работ удовлетворить.
Запретить выращивание овощной продукции на земельном участке с кадастровым номером N 24:04:0301003:894 до проведения рекультивационных работ, направленных на снижение содержания фтора (подвижная и водорастворимая формы) и мышьяка до уровня ПДК.
Возложить на Чжан Лай-Ин в соответствии с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" обязанность по разработке Плана рекультивационных работ, направленных на снижение содержания фтора (подвижная и водорастворимая формы), мышьяка до уровня ПДК на земельном участке с кадастровым номером N 24:04:0301003:894 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Чжан Лай-Ин в соответствии с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" провести рекультивационные работы, направленные на снижение содержания фтора (подвижная и водорастворимая формы) и мышьяка до уровня ПДК, в соответствии с разработанным Планом рекультивационных работ, в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Чжан Лай-Ин в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей"
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Чжан Лай-Ин о запрете выращивания овощной продукции, возложении обязанности выполнить разработку плана и проведение рекультивационных работ.
Требования мотивированы тем, что в период с 31.08.2017 года по 25.10.2017 года государственными инспекторами отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее Управление) в отношении Чжан Лай-Ин проведена плановая выездная проверка на принадлежащем ей земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0301003:894. В ходе проведенной проверки установлено, что в полевом сезоне 2017 года земельный участок использовался для выращивания овощной продукции в открытом и закрытом грунте. При осмотре посадок капусты, моркови, огурцов и томатов были установлены признаки применения пестицидов и агрохимикатов. Сроки применения, дозы и наименование пестицидов, применяемых при выращивании овощной продукции, не известны. Журнал учета применения пестицидов и агрохимикатов, а также материалы полного агрохимического обследования, в том числе на остаточное количество применяемых пестицидов и агрохимикатов, на содержание тяжелых металлов по показателям: водорастворимый и подвижный фтор, мышьяк, относящиеся к 1 классу опасности гр. Чжан Лай-Ин не предоставлены. По результатам исследования проб почвы, отобранных 31.08.2017 года при проведении плановой выездной проверки на указанном выше земельном участке с кадастровым номером 24:04:0301003:894, установлено, что почва загрязнена опасными химическими веществами 1-го класса опасности - мышьяком, фтором (подвижная и водорастворимая форма), категория "высоко опасная". Аналогичные проверки осуществлялись истцом в 2018, 2019 и 2020 годах, по результатам которых были также зафиксировано загрязнение почвы опасными химическими веществами 1-го класса опасности - мышьяком, фтором (подвижная и водорастворимая форма), категория "высоко опасная". Требования об устранении нарушений оставлены ответчиком без удовлетворения.
Ответчиком в нарушение требований природоохранного законодательства при выявлении Россельхознадзором нарушений не проведена рекультивация земельного участка, что повлекло нарушение конституционного прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также право Российской Федерации как собственника земельного участка на свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом.
Просили запретить выращивание овощной продукции на земельном участке с кадастровым номером 24:04:0301003:894 до проведения рекультивационных работ, направленных на снижение содержания фтора (подвижная и водорастворимая форма) и мышьяка до уровня ПДК; возложить на ответчика обязанность по разработке плана рекультивационных работ в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, а также провести рекультивацию земельного участка в соответствии с разработанным планом в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Чжан Лай-Ин просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания для предоставления дополнительных доказательств, которые подтверждают частичное выполнение рекультивационных работ. Полагает, что проверки проведены с нарушением действующего законодательства, поскольку при их проведении ответчик не привлекался, в связи с чем документы о фиксации места отбора проб нельзя признать допустимыми доказательствами.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю Внучко Т.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность ее доводов.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно ст. 327.1 ГПК РФ в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Усенко Е.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю Внучко Т.В, возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие в том числе производство пищевых продуктов, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Соблюдение таковых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 5 ст. 15, ст. 39 Закона).
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей эту опасность.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 24:04:0301003:894 принадлежит на праве собственности Чжан Лай-Ин.
В период с 31.08.2017 по 25.10.2017 государственными инспекторами отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее Управление) в отношении Чжан Лай-Ин проведена плановая выездная проверка на земельном участке сельскохозяйственного назначения для крестьянского хозяйства с кадастровым номером 24:04:0301003:894, по результатам которой было установлено, что в полевом сезоне 2017 года земельный участок использовался для выращивания овощной продукции в открытом и закрытом (пленочные теплицы 15 шт.) грунте (акт проверки от 25.10.2017 N 603-118).
При осмотре посадок капусты, моркови, огурцов и томатов были установлены признаки применения пестицидов и агрохимикатов. Сроки применения, дозы и наименование пестицидов, применяемых при выращивании овощной продукции, не установлены, журнал учета применения пестицидов и агрохимикатов, а так же материалы полного агрохимического обследования, в том числе на остаточное количество применяемых пестицидов и агрохимикатов, на содержание тяжелых металлов по показателям: водорастворимый и подвижный фтор, мышьяк, относящиеся к 1 классу опасности гр. Чжан Лай-Ин. не предоставлены. Восточная часть участка на площади 6 га в 2017 году не использовалась для производства с/х продукции, в результате чего зарастала сорной растительностью. При осмотре участка была составлена план-схема, на которую были нанесены все осмотренные объекты. В соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-83, ГОСТ 17.4.4.02-84, ГОСТ 28168-89, на земельном участке проведен отбор десяти объединенных почвенных проб (протоколы отбора N 206/118 и N 207/118 от 31 августа 2017г.) с целью определение содержания в почве подвижного и водорастворимого фтора, мышьяка, наличие остаточного количества применяемых пестицидов, а так же на основные показатели плодородия почвы (гумус, фосфор, калий, pH, физическая глина, механический состав).
Лабораторные исследования почвы выполнены в испытательной лаборатории ФГБУ "Красноярский референтный центр Россельхознадзора" (аттестат аккредитации N РОСС RU 0001.22ГА26, срок действия-бессрочно).
Согласно протоколам испытаний NN 3871 (7828) - 3871 (7837) от 15.09.2017г. по результатам лабораторных исследований почвенных образцов на агрохимические показатели содержание основных агрохимических показателей плодородия в почве составило: Подвижный фосфор - от 251 до 1336 мг/кг - очень высокая обеспеченность; Гумус- 4, 8 %- средняя обеспеченность; Обменный калий - от 224 до 582 мг/кг - очень высокая обеспеченность. По исследуемым показателям безопасности обнаружено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) химических веществ по транслокационному показателю вредности (отражает переход химических веществ из почвы в растения). Также во всех десяти пробах почвы обнаружено наличие пестицида Малатион.
По результатам проверки установлено, что гражданкой Чжан Лай-Ин в нарушение требований п. 2.1 ГОСТа 17.4.4.02-84 не осуществляется контроль за загрязнением почв и оценка качественного состояния почв; в нарушении п. 2.19 СанПиН 1.2.2584-10 не осуществляется контроль за остаточным количеством в почве пестицидов и агрохимикатов в результате их применения при выращивании овощной продукции; земельный участок, загрязненный опасными химическими веществами 1 кл. опасности - мышьяком и фтором, используется с нарушением требований приложения N 2 СанПиНа 2.1.7.1287-03;не проводятся мероприятия по повышению плодородия почв при низком содержании в почве органического вещества (гумуса); не проводятся агротехнические, фитосанитарные мероприятия, в результате чего допущено зарастание сорной растительностью на площади 6 га.
25.10.2017 года ответчику было выдано предписание N 508-118 с требованием устранить нарушения земельного законодательства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
16.02.2018 года в адрес Чжан Лай-Ин была направлена копия приказа о проведении проверки N 280-П-2-118 от 16.02.2018 года в период с 04.04.2018 года по 03.05.2018 года по исполнению ответчиком пункта 1 предписания N 508-118 от 25.10.2018 года, срок исполнения которого истекает 03.04.2018 года. В п.13 приказа указано предоставить план мероприятий по снижению содержания в почве подвижного фтора, водорастворимого фтора и мышьяка на земельном участке с кадастровым N 24:04:0301003:894.
По факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица, органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонения от таких проверок постановлением мирового судьи судебного участка N 87 в Советском районе г. Красноярска от 03.09.2018 года Чжан Лай-Ин признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
При проведении последующих проверок в 2018, 2019, 2020 годах результаты почвенных проб, отобранных представителем Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, продолжают свидетельствовать о превышении предельно допустимой концентрации (ПДК) химических веществ по транслокационному показателю вредности.
Для устранения выявленных нарушений Чжан Лай-Ин выдавались предписания об устранении нарушения земельного законодательства, однако в установленные сроки, указанные нарушения ответчиком устранены не были.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт несоблюдения ответчицей требований земельного закона, обязательных для исполнения в сфере производства пищевых продуктов; земельный участок с кадастровым номером N 24:04:0301003:894, загрязненный химическими веществами 1 класса опасности не должен использоваться для выращивания овощной продукции до проведения рекультивационных работ.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 14 ЗК РФ земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких землях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.04г. N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов" утверждены Правила использования земель, подвергшихся химическому загрязнению (далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил, в целях снижения уровня неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, рационального использования и улучшения качества загрязненных земель, состояние которых требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культурно-технические и другие реабилитационные работы.
Согласно п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации" утверждены "Правила проведения рекультивации и консервации земель".
Согласно п.2 Правил "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 3 Правил установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Как следует из пункта 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Пунктом 6 правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Мероприятия (технические, биологические), которые необходимо учесть при разработке и утверждении проекта рекультивации, указаны в п.8 Правил.
В п.п. б пункта 13 Правил указано, что разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований. Как указано ранее, в пункте 2.3 СанПиН 2.1.7.1287-03 в почвах сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических веществ (мышьяк, фтор - химические вещества 1 класса опасности) в почвах на разной глубине не должны превышать предельно допустимые концентрации (уровни).
Пунктом 30 Правил установлено, что завершение работ по рекультивации земель, подтверждается актом о рекультивации земель, который должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы (т.е. протоколы испытаний почвенных образцов)
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку наличие выявленных Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю недочетов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку реализация растений-концентраторов, выращенных на почвах с категорией загрязнения "высоко опасная", может привести к отравлению людей, возникновению и распространению заболеваний.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в настоящий момент рекультивация земель выполнена, опасность причинения какого-либо вреда правам и законны интересам неограниченного круга лиц деятельностью ответчика отсутствует, отмену решения суда повлечь не могут, поскольку прекращение деятельности не препятствует рассмотрению по существу требований о признании этой деятельности незаконной, если будет установлено, что такой деятельностью были нарушены законные права и интересы неограниченного круга лиц.
Между тем, ответчик не ограничен в предоставлении доказательств фактического исполнения им решения суда в рамках исполнительного производства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованности отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного разбирательства нельзя признать состоятельными, поскольку из содержания ч. 4 ст.169 ГПК РФ следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда. Кроме того, судом определяются обстоятельства, подлежащие установлению, в каждом конкретном деле. Следовательно, наличие ходатайства об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств не является безусловным основанием для его удовлетворения, так как с учетом обстоятельств, подлежащих установлению, совокупности иных имеющихся в деле доказательств, суд вправе отказать в его удовлетворении.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на переоценку выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
При разрешении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Поэтому у суда апелляционной инстанции не имеется предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чжан Лай-Ин - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.