Решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 16 октября 2013 г. N А01-1389/2013
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16 октября 2013 г.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе председательствующего З.М. Шебзухова, судей Н.Г. Мусифулиной, Э.Н. Меликяна, при ведении протокола секретарем судебного заседания Гучетлевой М.Г., рассмотрев материалы дела NА01-1389/2013 по заявлению администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Тахтамукай, ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779) к администрации муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" (Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Тахтамукай, ИНН 0107009119, ОГРН 1050100647310), Совету народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" (Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. Тахтамукай) об оспаривании нормативного правового акта в части, при участии в судебном заседании:
от администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" - Шадже Р.Н. (доверенность от 15.05.2013 N 01-6-2727),
от Прокурора Республики Адыгея - Дербе А.В. (служебное удостоверение от 02.04.2013 N 129845), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, установил
администрация муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - АМО "Тахтамукайский район") обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", Совету народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заявленные требования мотивированы тем, что отдельные положения решения Совета народных депутатов Муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 21.02.2011 N 39-03 и отдельные положения решения Совета народных депутатов Муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 13.07.2011 г. N 42-03 в части отнесения земельного участка, с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенного в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, к границам двух территориальных зон: ОДЗ 212 и СХЗ 700 и размещения на данном земельном участке автомобильной развязки и дороги общего пользования не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и нарушают интересы муниципального образования "Тахтамукайский район".
Администрация муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" представила в суд отзыв, в котором указала, что полагает заявленные требования обоснованными.
К участию в рассматриваемом деле вступил прокурор Республики Адыгея, который поддержал заявленные требования АМО "Тахтамукайский район".
В судебном заседании присутствующие представители лиц, участвующих в рассмотрении дела, подтвердили свои позиции, изложенные в заявлении и отзывах на него.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано следующее. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с вышеуказанными нормами права предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие нормативного правового акта - Решения Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 21.02.2011 г. N 39-03, утвердившего Генеральный план муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", и Решения Совета народных депутатов Муниципальное образование "Тахтамукайское сельское поселение" от 13.07.2011 N 42-03, утвердившего Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании "Тахтамукайское сельское поселение", Конституции Российской Федерации и Федеральному закону - Земельному кодексу Российской Федерации, а также нарушение данными нормативными правовыми актами прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
На основании абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из материалов дела видно, что в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 21.02.2011 г. N 39-03, подписанным и.о. главы "Тахтамукайское сельское поселение", утвержден Генеральный план муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение".
Согласно решению Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 13.07.2011 N 42-03, подписанному главой муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", утверждены Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании "Тахтамукайское сельское поселение".
Данные нормативные акты приняты Советом народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", подписаны Главой муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" и обнародованы в порядке, установленном абз. 20 ст. 2, абз. 11 ст. 20, п. 6 ст. 21 Устава муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", утвержденного Постановлением Совета народных депутатов Тахтамукайского сельского поселения от 15.08.2007 г. N 25-05.
Вместе с тем АМО "Тахтамукайский район" в установленном действующим законодательством порядке в настоящее время не может обеспечить эффективное распоряжение земельным участком, с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенным в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, для использования ввиду того, что положениями оспариваемых нормативных актов указанный земельный участок отнесен к границам двух территориальных зон: ОДЗ 212 (общественно-деловая зона многофункционального назначения) и СХЗ 700 (зона с/х назначения, использования).
Кроме того, по границе части земельного участка, расположенного в зоне ОДЗ 212 (земельный участок, площадью - ориентировочно 270 157 кв. м.) проходит транспортная развязка и дорога общего пользования.
Данные обстоятельства указываются заявителем, не оспариваются иными лицам, участвующими в деле, подтверждаются материалами дела и схемой градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения и послужили основанием для обращения в суд с заявлением о признании указанных положений нормативных актов недействующими.
Принимая решение об удовлетворении заявленного обществом требования, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков.
Исходя из положений пункта 1 статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с данными, указанными в схеме градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенный в Тахтамукайском районе, западнее пос. Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, находится в границах двух территориальных зон, а именно:
- ОДЗ 212 (согласно данным прилагаемой к настоящему заявлению графической схемы земельный участок, площадью ориентировочно 270 157 кв. м.),
- СХЗ 700 (согласно данным прилагаемой к настоящему заявлению графической схемы земельный участок, площадью ориентировочно 310 000 кв. м).
Данное обстоятельство противоречит положениям абзаца 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации, нарушает интересы муниципального образования Тахтамукайский район, действующего в интересах жителей района, на основании пункта 2.3 статьи 7 Устава муниципального образования "Тахтамукайский район" (принят решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайский район" от 15.06.2009 N 20).
Обжалуемым решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 13.07.2011 N 42-03 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение".
Согласно положениям статьи 23 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий, зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Предоставление земельных участков, входящих в состав зон сельскохозяйственного использования, осуществляется в соответствии с действующим земельным законодательством и указанными Правилами. 9
Строительство объектов капитального строительства, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства на указанных земельных участках, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение".
На территориях зон сельскохозяйственного использования не допускается размещение объектов производственного несельскохозяйственного назначения, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как указано в заявлении и подтверждается материалами дела, обеспечить подготовку и заблаговременную публикацию данной информации о данном земельном участке администрация муниципального образования Тахтамукайский район не может, так как в соответствии с данными, указанными в схеме градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенный в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, находятся в границах двух территориальных зон.
Кроме того, наличие проектируемой транспортной развязки и дороги общего пользования на земельном участке с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенном в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, противоречит императивному принципу сохранения целевого использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, установленному абзацем 1 пункта 3 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу отнесения большей части земельного участка с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535 к зоне СХЗ 700, а также учитывая то обстоятельство, что изначально вышеуказанный земельный участок относился к категории земель с/х назначения, в целом он подлежит отнесению к зоне СХЗ 700, что полностью исключает нахождение в границах данного участка транспортных развязок, дорог общего пользования и иных объектов, нарушающих его целевое использование.
Таким образом, отдельные положения Решения Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 21.02.2011 г. N 39-03, подписанного и.о. Главы "Тахтамукайское сельское поселение", в соответствии с которым утвержден Генеральный план муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", а также отдельные положения Решения Совета народных депутатов Муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 13.07.2011 г. N 42-03, подписанного Главой муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", утвердившего Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании "Тахтамукайское сельское поселение", по мнению суда, следует считать недействующими в части отнесения в Генеральном плане муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" и схеме градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, являющейся Приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", земельного участка с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенного в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, к границам двух территориальных зон:
- ОДЗ 212 (согласно данным прилагаемой к настоящему заявлению графической схемы земельный участок, площадью ориентировочно 270 157 кв. м.),
- СХЗ 700 (согласно данным прилагаемой к настоящему заявлению графической схемы земельный участок, площадью ориентировочно 310 000 кв. м).
На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими законам или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, они признаются арбитражным судом недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в законную силу решения суда. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно, после его принятия (часть 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать недействующими отдельные положения решения Совета народных депутатов Муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 21.02.2011 N 39-03, подписанного и.о. главы "Тахтамукайское сельское поселение", в соответствии с которым утвержден Генеральный план муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", отдельные положения решения Совета народных депутатов Муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" от 13.07.2011 г. N 42-03, подписанного Главой муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", утвердившего Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании "Тахтамукайское сельское поселение" в части отнесения в Генеральном плане муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" и схеме градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, являющейся Приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", земельного участка кадастровый номер 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенного в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, к границам двух территориальных зон: ОДЗ 212 (общественно-деловая зона многофункционального назначения - земельный участок ориентировочной площадью 270 157 кв. м.) и СХЗ 700 (зона с/х назначения (использования) - земельный участок площадью - 310 000 кв. м.) и размещения на данном земельном участке автомобильной развязки и дороги общего пользования.
Обязать Совет народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" принять решение об указании в Генеральном плане муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" и схеме градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", что земельный участок с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенный в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, находится в границах одной территориальной зоны: СХЗ 700 (зона с/х назначения (использования) - земельный участок площадью - 581 571 кв. м.).
Обязать Совет народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" принять решение об исключении из Генерального плана муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" и схемы градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, являющейся Приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", автомобильной развязки и дороги общего пользования, пересекающей земельный участок с кадастровым номер 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенный в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский.
Обязать Главу "Тахтамукайское сельское поселение" в установленном порядке подписать решение Совета народных депутатов муниципального образования (Тахтамукайское сельское поселение" об указании в генеральном плане муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" и схеме градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, являющейся приложением к правилам землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение", что земельный участок с кадастровым номером 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенный в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, находится в границах одной территориальной зоны: СХЗ 700 (Зона с/х назначения (использования) - земельный участок площадью - 581 571 кв. м.).
Обязать главу "Тахтамукайское сельское поселение" в установленном порядке подписать Решение Совета народных депутатов муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" об исключении автомобильной развязки и дороги общего пользования, пересекающей земельный участок с кадастровым номер 01:05:33 05 001:535, общей площадью 581 571 кв. м., расположенный в Тахтамукайском районе, западнее поселка Прикубанский, земли бывшего с-за Прикубанский, из Генерального плана муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение" и схемы градостроительного зонирования Тахтамукайского сельского поселения, являющейся Приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Тахтамукайское сельское поселение".
Решение суда вступает в законную силу немедленно.
Опубликовать решение в соответствии со статьей 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
З.М. Шебзухов |
судьи |
Э.Н. Меликян Н.Г. Мусифулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16 октября 2013 г. N А01-1389/2013
Текст решения размещен на официальном сайте Арбитражного суда Республики Адыгея (http://adyg.arbitr.ru)