Постановление Администрации муниципального образования
"Гиагинский район" Республики Адыгея
от 31 октября 2013 г. N 133
"Об утверждении муниципальной программы "Устойчивое развитие территории МО "Гиагинский район" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционный деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", распоряжения Правительства РФ от 08.11.2012 г. N 2071 "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в соответствии со схемой территориального планирования МО "Гиагинский район",
постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Устойчивое развитие территории МО "Гиагинский район" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (прилагается).
2. Отделу экономического развития и торговли администрации МО "Гиагинский район" включить Программу в реестр муниципальных программ МО "Гиагинский район" на очередной финансовый год и плановый период.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации МО "Гиагинский района".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Красное Знамя".
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования.
Глава МО |
В. Пуклич |
Муниципальная программа
"Устойчивое развитие территории МО "Гиагинский район"
на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
(утв. постановлением главы МО "Гиагинский район"
от 31 октября 2013 г. N 133)
Паспорт
Наименование Программы |
- |
муниципальная программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2036-р и от 8 ноября 2012 г. N 2071-р |
Муниципальный заказчик-координатор Программы |
- |
Администрация МО "Гиагинский район" |
Муниципальный заказчики Программы |
- |
Администрация МО "Гиагинский район" |
Основной разработчик Программы |
- |
Администрация МО "Гиагинский район" |
Цели и задачи Программы |
- |
основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Основными задачами Программы являются: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
ввод (приобретение) 3960 кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; ввод в действие дошкольных образовательных учреждений на 240 мест; открытие 3 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики; ввод в действие 3200 кв. метров плоскостных спортивных сооружений; ввод в действие распределительных газовых сетей низкого давления протяженностью 26 км; повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 75% ввод в действие локальных водопроводов протяженностью 38 км; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60% реализация 1-го проекта местной инициативы граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2014 - 2020 годы I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы. |
Основные мероприятия Программы |
- |
мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры: а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности; б) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности; в) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности; г) развитие газификации в сельской местности; д) развитие водоснабжения в сельской местности; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 44052,534 тыс. рублей, в том числе: I этапа - 33 363,534 тыс. рублей Программы (2014 - 2017 годы) составляет тыс. рублей: за счет средств бюджетов сельских поселений 29933,464 тыс. рублей; за счет внебюджетных средств - 3 430,07 тыс. рублей. II этапа - 10689 тыс. рублей Программы (2018 - 2020 годы) составляет тыс. рублей, в том числе; за счет средств бюджетов сельских поселений 10689 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- |
улучшение жилищных условий 35 молодых семей и молодых специалистов; расширение сетей фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 3 единицы; увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 3200 кв. метров; повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности : газом - с 57% (2013 г.) до 75 процента, водой - с 46,8% (2013 г.) до 65 процента; комплексное обустройство площадок под повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности в реализации общественно значимых проектов путем поддержки 1-го проекта местных инициатив; повышение общественной значимости развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда. |
Управляющая делами |
С. Малахова |
Характеристика проблем
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к развитию сельских территорий.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Муниципальная программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 2071-р.
Под сельской местностью (сельскими территориями) в настоящей Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Задачу по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, поставленную перед аграрной отраслью, предусматривается решать в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Госпрограмма).
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров нового формата и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
В результате на селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры способствует обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России.
Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Основные цели и задачи Программы
Настоящая Программа является инструментом реализации стратегии МО "Гиагинский район" политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р. В соответствии со стратегией и целями муниципальной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
С учетом целевых установок Концепции, реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и генеральными планов поселений и городских округов);
- преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программы, включая средства населения и организаций.
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
Первый этап (2014 - 2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из регионального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий.
К завершению первого этапа Программы предполагается, что в результате реализации мер политики по адаптации агропромышленного комплекса в условиях членства России во Всемирной торговой организации будет достигнут более высокий уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.
В этой связи второй этап реализации Программы (2018 - 2020 годы) предполагает наращивание темпов комплексного развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
Для достижения целей стратегической политики в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих задач:
1) в области создания комфортных условий жизнедеятельности - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, и удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных, преимущественно, для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Целевыми индикаторами решения указанных задач являются:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
ввод в действие плоскостных спортивных учреждений в сельской местности;
ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;
ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;
2) в области активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения - грантовая поддержка местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения, разработанных и реализуемых с участием граждан, проживающих в сельской местности.
Целевым индикатором решения указанной задачи является количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку. В рамках ежегодного мониторинга развития сельских территорий планируется проведение социологических опросов населения, проживающего в сельских поселениях, в которых осуществлялась реализация проектов местных инициатив, с целью выявления мнения населения относительно эффективности реализации указанных проектов;
3) в области формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни - поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий путем проведения отдельных мероприятий всероссийского значения (конкурсов, спортивных соревнований).
Целевым индикатором указанной задачи является количество реализованных мероприятий по популяризации сельского образа жизни.
Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере устойчивого развития сельских территорий для достижения целей Программы является:
неблагоприятная демографическая ситуация, оказывающая существенное влияние на формирование трудового потенциала в сельской местности;
низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктурой в сельской местности;
низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий;
непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи;
низкий уровень социальной активности сельского населения, не способствующий формированию активной гражданской позиции;
отсутствие в обществе позитивных взглядов на значимость и перспективы развития сельских территорий, не способствующее повышению привлекательности сельской местности.
Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы сформирован в соответствии с основными направлениями Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Программы с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий, итогов реализации Программы социального развития села, а также с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основе документов территориального планирования.
В состав Программы включены следующие мероприятия:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:
а) развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
б) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
в) развитие газификации в сельской местности;
г) развитие водоснабжения в сельской местности;
д) реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
3. Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Целями мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;
использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;
увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.
Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении N 1 к Программе.
Реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется по двум направлениям:
а) обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры с учетом комплексного (проектного) подхода
В рамках данного направления предусматривается оказание государственной поддержки на развитие сети следующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности:
общеобразовательные учреждения;
фельдшерско-акушерские пункты и (или) офисы врачей общей практики;
плоскостные спортивные сооружения;
распределительные газовые сети;
локальные водопроводы.
Распределение объемов финансирования мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении N 1 к Программе.
Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 44 052,534 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств бюджетов сельских поселений - 40 622,464 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 3 430,07 тыс. рублей.
Средства направляются:
на капитальные вложения - в объеме 31 335,534 тыс. рублей;
на прочие нужды - в объеме 12 717 тыс. рублей.
Основным механизмом использования средств федерального бюджета в рамках Программы является предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Предоставление субсидий бюджетам сельских поселений предусматривается осуществлять по результатам конкурсного отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий, которые должны быть разработаны на основе документов территориального планирования в координации с перспективными планами развития агропромышленного комплекса.
Порядок проведения конкурсного отбора указанных программ устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Механизм реализации Программы
Заказчиком - Программы и разработчиком Программы является Администрация МО "Гиагинский район".
Администрация МО "Гиагинский район" - государственный заказчик Программы осуществляет управление реализацией Программы, в том числе:
несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, внесении в нее изменений, прекращении реализации Программы, согласовании с заинтересованными органами исполнительской власти, а также подготовку доклада о ходе реализации Программы;
осуществляет анализ использования средств, средств бюджетов, привлеченных внебюджетных средств и разрабатывает предложения по повышению эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию Программы;
обеспечивает координацию взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Республики Адыгея в рамках соглашений, заключенных с ними о предоставлении субсидий за счет средств регионального бюджета на софинансирование мероприятий Программы.
Заказчик Программы в пределах своих полномочий:
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы;
разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для эффективной реализации мероприятий Программы;
вносит предложения по уточнению затрат по мероприятиям Программы на очередной финансовый год и механизмов их реализации;
вносит предложения для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации по распределению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы;
заключает соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации мероприятий Программы;
осуществляет подготовку докладов о ходе реализации мероприятий Программы;
организует размещение на официальном сайте государственного заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы.
Оценка социально-экономической и экологической
эффективности реализации Программы
Формирование предпосылок для устойчивого развития сельских территорий является базовым условием для стабильного наращивания объемов сельскохозяйственного производства и решения задач продовольственной безопасности МО "Гиагинский район".
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и обеспечению роста сельской экономики в целом.
Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности и наряду с другими государственными мерами содействия улучшения демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.
повышение общественной значимости развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда.
Управляющая делами |
С. Малахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы муниципального образования "Гиагинский район" Республики Адыгея от 31 октября 2013 г. N 133 "Об утверждении муниципальной программы "Устойчивое развитие территории МО "Гиагинский район" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его опубликования
Текст постановления размещен на официальном сайте Администрации муниципального образования "Гиагинский район" (http://www.giaginsk.ru) (без приложений к Программе)