Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Решетниковой Натальи Борисовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 30 декабря 2020 г. и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 4 марта 2021 г., вынесенные в отношении временно исполняющей обязанности директора Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Жилищный трест" Решетниковой Натальи Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 30 декабря 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 4 марта 2021 г, временно исполняющая обязанности директора Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Жилищный трест" (далее - СМУП "Жилищный трест") Решетникова Наталья Борисовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Решетникова Н.Б. выражает несогласие с приведенными судебными актами как вынесенными с нарушением норм материального права, основанными на их неверном толковании и применении.
Прокурор г.Северодвинска Архангельской области, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на приведенные акты, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Статьей 22 вышеназванного Федерального закона определено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, принимает меры прокурорского реагирования, в число которых входит принесение протеста на противоречащий закону правовой акт.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (статья 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 23 апреля 2020 года Решетникова Н.Б, являясь с 13 апреля 2020 года по 23 апреля 2020 года временно исполняющей обязанности директора СМУП "Жилищный трест", расположенного по адресу: г.Северодвинск, ул.Комсомольская, д.34, умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий, а именно не исполнила требования прокурора, изложенные в протесте заместителя прокурора города Северодвинска Бостан Е.И. от 14 апреля 2020 года N 7-25-2020 на приказ исполняющей обязанности директора СМУП "Жилищный трест" от 11 сентября 2019 года N 426 "О введении в действие перечня работ, выполняемых жилищно-эксплуатационными предприятиями по заявкам населения за дополнительную плату с 16 сентября 2019 года".
Приказом директора СМУП "Жилищный трест" от 08.04.2020 N 42-к заместитель директора СМУП "Жилищный трест" Решетникова Н.Б. в период с 13 по 26 апреля 2020 года на период ежегодного отпуска директора предприятия переведена на должность директора СМУП "Жилищный трест". С приказом Решетникова Н.Б. ознакомлена 8 апреля 2020 года.
Прокуратурой города Северодвинска в апреле 2020 года по поступившему обращению ФИО5 относительно взимания денежных средств за выдачу справки, содержащей персональные данные заявителя, проведена проверка соблюдения СМУП "Жилищный трест" миграционного законодательства.
В ходе проверки установлено, что приказом исполняющей обязанности директора СМУП "Жилищный трест" Решетниковой Н.Б. от 11.09.2019 N 426 установлен перечень работ, выполняемых жилищно-эксплуатационными предприятиями по заявкам населения за дополнительную плату с 16.09.2019.
Пунктами 1.1 и 1.2 Перечня установлено взимание платы за предоставление архивной справки о подтверждении проживания в прошедший период времени, выписки из домовой книги, выдачи справки о подтверждении проживания в настоящее время, справок по форме Ф-9.
Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно пункту 4 Правил регистрации ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации, к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
Таким образом, управляющая организация наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Лица, поименованные в качестве должностных лиц, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам РФ. Указанные должностные лица имеют право оказывать услуги по ведению и централизации паспортной работы, созданию централизованного архива документов паспортного стола, осуществляя деятельность по использованию соответствующей информационной системы, созданной и предназначенной для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций вышеуказанной информацией.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" определено, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу подпункта 2 части 8 статьи 8 Закона N 149-ФЗ информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.
Согласно части 9 статьи 9 Закона N 149-ФЗ порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
В части 3 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных.
В результате проверки установлено, что пункты 1.1 и 1.2 Перечня указанным требованиям закона не соответствуют, так как введение платы за предоставление услуги по предоставлению указанных справок ограничивает доступ лиц к получению информации, накапливаемой в информационной системе управляющей организации. Введение ограничения на доступ граждан к своим персональным данным посредством выдвижения дополнительных условий, в том числе, путем взыскания платы за их выдачу, нарушает права лиц на получение информации.
По данному факту заместителем прокурора г.Северодвинска Бостаном Е.И. принесен протест от 14.04.2020 N 7-2502020 на приказ исполняющей обязанности директора СМУП "Жилищный трест" от 11.09.019 N 426 "О введении в действие перечня работ, выполняемых жилищно-эксплуатационными предприятиями по заявкам населения за дополнительную плату с 16.09.2019", в соответствии с которым прокурор требовал привести пункты 1.1 и 1.2 вышеуказанного Перечня работ в соответствие с требованиями закона, исключив из указанных пунктов представление услуги по выдаче архивной справки о подтверждении проживания в прошедший период времени, выписки из домовой книги, выдачи справки о подтверждении проживания в настоящее время, справок по форме Ф-9.
Из ответа исполняющей обязанности директора СМУП "Жилищный трест" Решетниковой Н.Б. от 23.04.2020 N 1029 на протест прокурора от 14.04.2020 N 7-25-2020 усматривается, что вынесенный протест не подлежит удовлетворению, поскольку управляющая организация не отказывает гражданам в доступе к своим персональным данным, а взимание платы, предусмотренное Приказом исполняющего обязанности директора СМУП "Жилищный трест" от 11.09.2019 N 426, изданным в соответствии с письмом исполняющего обязанности заместителя Главы Администрации Северодвинска по финансово-экономическим вопросам Силина А.В. от 06.09.2019 N 01-03-10/2785, связано с расходами СМУП "Жилищный трест" на изготовление и заполнение документов по соответствующим запросам граждан, в которые входит: стоимость бумаги, расходные материалы на оргтехнику, затраты на электричество, аренду, налоги, оплату труда паспортиста и прочее.
По состоянию на 24 ноября 2020 года протест не рассмотрен, меры лицом по его исполнению не приняты, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах прокуратура города Северодвинска в установленный срок не информирована.
При таких обстоятельствах, должностное лицо Решетникова Н.Б. умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок требование прокурора, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия временно исполняющей обязанности директора СМУП "Жилищный трест" Решетниковой Н.Б, являющейся в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, квалифицированы по статье 17.7 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Приведенные заявителем в рассматриваемой жалобе доводы заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Решетниковой Н.Б. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Решетниковой Н.Б. в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Северодвинского судебного района Архангельской области от 30 декабря 2020 г. и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 4 марта 2021 г, вынесенные в отношении временно исполняющей обязанности директора Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Жилищный трест" Решетниковой Натальи Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Решетниковой Натальи Борисовны - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.