Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационным жалобам Зверева Е.А, Ряжкиной О.Н. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 января 2021 года (N 2а-434/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 апреля 2021 года (N 33а-1600/2021) по административному исковому заявлению Зверева Е.А, Ряжкиной О.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об оспаривании действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Зверева Е.А. Шангиной С.Е, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
вступившим в законную силу решением Сокольского районного суда Вологодской области от 19 сентября 2017 года по делу N 2-3/2017 (с учетом определения об исправлении описки от 12 октября 2017 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 15 декабря 2017 года) по иску Зверева Е.А. к Воробьевой Л.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и по встречному иску Воробьевой Л.Н. к Звереву Е.А, ООО "Земельный центр", Ряжкиной О.Н, администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании наличия кадастровой ошибки, установлении границ земельных участков, возложении обязанности по устранению кадастровых ошибок, признано наличие реестровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении границ земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", Устьянский с/с, установлены границы земельных участков, образуемых из указанных земельных участков путем перераспределения.
29 ноября 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее Управление Росреестра по Вологодской области, Управление) по заявлению Воробьевой Л.Н. на основании представленных указанных судебных актов, межевого плана от 26 ноября 2018 года, подготовленного кадастровым инженером Шушковой Н.В, был осуществлен кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N.
Считая свои права нарушенными, административные истцы Зверев Е.А, Ряжкина О.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Вологодской области, в котором просили признать незаконными действия по осуществлению ДД.ММ.ГГГГ государственного кадастрового учета вновь образованных в порядке перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", поставленных на государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав собственности, без одновременного снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав собственности на исходные земельные участки; обязать административного ответчика осуществить снятие с государственного кадастрового учета вновь образованные путем перераспределения земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указали, что в решении суда о перераспределении земельных участков отсутствовало указание на признание права собственности на вновь образованные земельные участки в нарушение требований Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Управление Росреестра по Вологодской области осуществило государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков без государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки и не сняло с государственного кадастрового учета исходные земельные участки, не осуществило государственную регистрацию прекращения прав на эти участки. С заявлением обратилась одна Воробьева Л.Н, в то время как требовалось обращение всех собственников земельных участков. Незаконные действия административного ответчика привели к тому, что границы исходных и вновь образованных земельных участков пересекаются, не давая возможности использовать земельные участки по назначению.
Определением суда от 18 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Усть-Кубинского муниципального района, а также Воробьева Л.Н.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 13 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 апреля 2021 года, административное исковое заявление Зверева Е.А, Ряжкиной О.Н. оставлено без удовлетворения.
В кассационных жалобах на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 апреля 2021 года, поступивших в суд первой инстанции 5 июля 2021 года, Зверев Е.А, Ряжкина О.Н. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Сокольского районного суда Вологодской области от 19 сентября 2017 года по делу N 2-3/2017 (с учетом определения об исправлении описки от 12 октября 2017 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда о. 15 декабря 2017 года) по иску Зверева В.А. к Воробьевой Л.Н. об устранении препятствий в пользовании земельным участком и по встречному иску Воробьевой Л.Н. к Звереву В.А, ООО "Земельный центр", Ряжкиной О.Н. к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании наличия кадастровой ошибки, установлении границ земельных участков, возложении обязанностей по устранению кадастровых ошибок, признано наличие реестровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении границ земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", установлены границы земельных участков образуемых из указанных земельных участков путем перераспределения.
Указанное решение Сокольского районного суда Вологодской области от 19 сентября 2017 года явилось основанием для установления границ земельных участков с кадастровыми номерами "адрес" образуемых из указанных земельных участков путем их перераспределения.
Разрешая заявленные Ряжкиной О.Н, Зверевым Е.А. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Управление Росреестра по Вологодской области правомерно осуществило государственный кадастровый учет земельных участков во исполнение вступившего в законную силу решения суда, при этом исполнение вступившего в законную силу решения суда не может расцениваться как нарушение чьих-либо прав, свобод и законных интересов.
Кроме того, суд указал, что срок обращения в суд административными истцами пропущен, ходатайства о восстановлении пропущенного срока ими не заявлялось.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в числе прочих документов вступивший в законную силу судебный акт, а также в отношении земельного участка межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов (часть 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, часть 1 статьи 64, статья 65 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ описание местоположения объекта недвижимости относится к числу основных сведений об объекте недвижимости. На основании статьи 7 Закона N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943 (далее - Порядок).
Законом N 218-ФЗ и Порядком предусмотрено изменение основных характеристик объекта недвижимости при одновременном внесении в ЕГРН новых сведений об этом объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно данным в Письме Росреестра от 23 декабря 2019 года N 14-12520-ГЕ/19 "Об исполнении судебных актов, которыми признаны недействительными результаты кадастровых работ по определению местоположения границ земельных участков" разъяснениям, исполнение решения суда (то есть внесение соответствующих сведений/изменений в ЕГРН) органом регистрации прав не должно приводить к нарушению требований действующего законодательства.
Суды ограничились лишь установлением того обстоятельства, что оспариваемые административным ответчиком действия совершены во исполнение вступившего в законную силу решения суда, не давая никакой оценки соответствия этих действий требованиям закона.
Разрешая возникший спор, суды также оставили без проверки и надлежащей оценки доводы административных истцов о том, что оспариваемый государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков без государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки и при наличии на государственном кадастровом учете исходных земельных участков, при отсутствии государственной регистрации прекращения прав на эти участки, привел к существованию под одним кадастровым нескольких земельных участков с различными характеристиками.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу чего обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, так как они приняты с существенным нарушением норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для их отмены в кассационном порядке с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 апреля 2021 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Зверева Е.А, Ряжкиной О.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об оспаривании действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков направить на новое рассмотрение в Вологодский городской суд Вологодской области.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.