Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-272/2021) по кассационной жалобе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года (N 33а-3777/2021) по административному исковому заявлению Коплан-Дикса С.О. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа органа местного самоуправления от 26 августа 2020 года в предоставлении в собственность за плату без торгов земельного участка, об обязании устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы представителей Коплан-Дикса С.О. Попова Е.С. и Медведева Д.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коплан-Дикс С.О. обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа органа местного самоуправления от 26 августа 2020 года в предоставлении в собственность за плату без торгов земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, указав в обоснование заявленных требований, что он является арендатором земельного участка площадью 2500 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора N 1 аренды земельного участка от 10 января 2019 года и договора уступки прав аренды на земельный участок от 20 января 2019 года, а также собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером N, расположенного на арендуемом земельном участке (запись о регистрации возникновения права собственности на индивидуальный жилой дом от 21 мая 2020 года N).
Коплан-Дикс С.О. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность без торгов.
Согласно выписке из протокола N 30 от 26 августа 2020 года заседания единой комиссии по распоряжению земельными участками, утвержденного постановлением Администрации от 31 августа 2020 года N 2333, Коплан-Диксу С.О. отказано в предоставлении земельного участка в собственность без торгов на основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, а именно: "Зона затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Паша в д. Баландино, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет)".
По мнению административного истца, отказ Администрации в предоставлении земельного участка в собственность без торгов является незаконным, нарушает права, свободы и законные интересы истца и создает препятствия к их осуществлению, поскольку расположение земельного участка в зоне затопления не препятствует предоставлению его в собственность Коплан-Диксу С.О, так как цель предоставления земельного участка в собственность не подпадает под случаи запрета, установленные в части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, кроме того, на земельном участке осуществлены мероприятия по инженерной защите земельного участка и расположенных на нем объектов от подтопления, что подтверждается исполненными по заказу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области государственными контрактами на расчистку устьевой части реки Паша МО "Волховский муниципальный район" Ленинградской области N. На основании изложенного административный истец просил суд:
-признать незаконным отказ Администрации в предоставлении в собственность за плату без торгов земельного участка площадью 2 500 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вынесенный единой комиссией по распоряжению земельными участками 26 августа 2020 года;
-обязать Администрацию предоставить Коплан-Диксу С.О. в собственность за плату без торгов земельный участок площадью 2500 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" путем подготовки, подписания и направления Коплан-Диксу С.О. проекта договора купли-продажи земельного участка в 3-х экземплярах в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Определениями суда от 11 декабря 2020 года и от 27 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и Линкевич С.Н.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 24 февраля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года решение Волховского городского суда Ленинградской области от 24 февраля 2021 года отменено, принято новое решение, которым признан незаконным отказ администрации Волховского муниципального района Ленинградской области в предоставлении Коплан-Диксу С.О. в собственность за плату без торгов земельного участка, принятый единой комиссией по распоряжению земельными участками 26 августа 2020 года. На администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Коплан-Дикса С.О. о предоставлении земельного участка в собственность без торгов от 17 августа 2020 года. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 11 августа 2021 года, администрация Волховского муниципального района Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального права и настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Коплан-Дикс С.О. с 21 мая 2020 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, находится в аренде, что подтверждается договором аренды N земельного участка от 10 января 2019 года, договором уступки прав аренды на земельный участок от 20 января 2019 года.
Согласно п. 1.2. договора N 1 аренды земельного участка от 10 января 2019 года категория земель, к которой отнесен арендуемый участок - земли населенных пунктов; разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов). Изменения цели использования участка допускается с письменного согласия арендодателя. Весь земельный участок - водоохранная и прибрежная защитная полоса "адрес".
Согласно п. 3.2 вышеуказанного договора срок его действия установлен с 10 января 2019 года по 9 января 2039 года.
Как следует из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки д. Баландино Пашского сельского поселения, арендуемый участок расположен в зоне Ж.1 - зона смешанной застройки индивидуальными и блокированными (квартирными) домами до 2 этажей с участками.
2 июня 2020 года Коплан-Дикс С.О. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства. Решением единой комиссии по распоряжению земельными участками (выписка из протокола N от 11 июня 2020 года) Коплан-Диксу С.О. было отказано на основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
18 августа 2020 года Коплан-Дикс С.О. вновь обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для цели его использования в соответствии с установленными видами разрешенного использования за исключением строительства на данном земельном участке объектов капитального строительства (для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур, эксплуатации возведенного на земельном участке индивидуального жилого дома, размещения некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка и др.)
Решением единой комиссии по распоряжению земельными участками (выписка из протокола N от 26 августа 2020 года) Коплан-Диксу С.О. было отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ Администрации принят в пределах компетенции органа местного самоуправления, является правомерным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке, не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей названного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
Сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Как усматривается из пункта 6 статьи 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Из материалов дела следует, что 27 мая 2019 года Коплан-Дикс С.О. получил уведомление о соответствии параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, на основании чего, на указанном земельном участке возведен жилой дом.
15 октября 2019 года на основании распоряжения Невско-Ладожского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов N 35 от 16 июля 2019 года, под регистрационным номером 47.10.2.274 установлены зоны затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Паша в д. Баландино.
Однако, в градостроительных документах (Правила землепользования и застройки и Генеральный план) муниципального образования "Пашское сельское поселение" Волховского муниципального района Ленинградской области границы зон затопления пока не внесены, Постановление об уточнении Правил землепользования и застройки, представленное в материалы дела, в соответствии с требованиями закона не утверждено, представитель административного ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции пояснила, что установление границ находится в стадии согласования и в настоящее время границы не установлены и не отображены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований административного иска в части признания незаконным отказа администрации в предоставлении в собственность за плату без торгов земельного участка, в связи с чем решение суда в указанной части отменил с принятием нового решения об удовлетворении данных требований.
При этом судебная коллегия указала на то, что вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок, являющийся предметом спора полностью находится в названной зоне затопления, подтопления сделан безосновательно, поскольку сам факт внесения в реестр учета и ЕГРН не позволяет прийти к указанному выводу, кроме того разрешение на строительство жилого дома было получено административным истцом до установления границ зон затопления, уведомлением от 27 января 2020 года построенный объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N признан соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года без изменения, кассационную жалобу администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.