Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А, с участием прокурора Кичаевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Лузина И.В. на решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года (N 2а-4763/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года (N 33а-4308/2021) по административному исковому заявлению Лузина И.В. к Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 12) о признании незаконным решения от 29 июля 2021 года о результатах проверки сведений, представленных кандидатом.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лузин И.В. 4 августа 2021 года обратился в Ленинградский районный суд города Калининграда с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 12) от 29 июля 2021 года N 28/163-5 "О результатах проверки сведений, представленных Лузиным И.В.", которым признано незаконным самовыдвижение Лузина И.В. в качестве кандидата в депутаты по указанному избирательному округу по мотиву ограничения его пассивного избирательного права в силу пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 июня 2021 года N 157-ФЗ), пункта 8-4 статьи 5, статьи 15 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 18 июня 2021 года N 566).
Этим же решением Лузин И.В. признан утратившим статус кандидата.
Сославшись на то, что избирательная комиссия не правомочна признавать незаконным выдвижение кандидата, признавать его лишенным пассивного избирательного права на стадии выдвижения до рассмотрения вопроса о его регистрации, на отсутствие доказательств его причастности к деятельности организации, признанной экстремистской, Лузин И.В. просил суд признать незаконным и отменить принятое в отношении него решение Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 12) от 29 июля 2021 года N 28/163-5 "О результатах проверки сведений, представленных Лузиным И.В.".
Определением от 9 августа 2021 года судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области.
Решением Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года, в удовлетворении административного иска Лузина И.В. отказано.
В кассационной жалобе на решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 3 сентября 2021 года, Лузин И.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее N 67-ФЗ), не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Вышеуказанные нормы введены Федеральным законом N157-ФЗ от 4 июня 2021 года "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", вступили в силу 4 июня 2021 года и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного Закона.
Законом Калининградской области от 18 июня 2021 года "О внесении изменений в статью 5 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области (принят Калининградской областной Думой 17 июня 2021 года) введены аналогичные нормы, которые применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением муниципальных выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона Калининградской области.
Так, в соответствии с пунктом 8-4 статьи 5 указанного Закона не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Решением Московского городского суда от 9 июня 2021 года по административному делу N 3а-1573/2021 по иску прокурора г. Москвы запрещена деятельность общественного движения "Штабы Навального" по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", принято решение о ликвидации некоммерческих организаций "Фонд борьбы с коррупцией" и "Фонд защиты прав граждан".
Судами установлено, что решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 июня 2021 года N 129 назначены выборы депутатов городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва.
Решением избирательной комиссии Калининградской области от 29 апреля 2021 года N 307/1765-7 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N 10-18 возложены на Калининград-Ленинградскую территориальную избирательную комиссию.
2 июля 2021 года Лузин И.В. в Калининград-Ленинградскую территориальную избирательную комиссию подал документы о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу N 12 на выборах депутатов городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва.
Решением Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 12) от 29 июля 2021 года N 28/163-5 "О результатах проверки сведений, представленных Лузиным И.В." признано незаконным самовыдвижение Лузина И.В. в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу N 12, Лузин И.В. признан утратившим статус кандидата.
Решение принято членами избирательной комиссии единогласно.
Основанием для принятия обжалуемого решения избирательной комиссии послужили полученные 22 июля 2021 года из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области сведения о наличии у Лузина И.В. ограничений, предусмотренных пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее N 67-ФЗ), пунктом 8-4 статьи 5 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Согласно сведениям, полученным административным ответчиком в ходе проведения проверочных мероприятий в порядке части 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 6 статьи 24 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области", Лузин И.В. по данным УМВД России по Калининградской области является сторонником общественного движения "Штабы Навального" в г. Калининграде, с марта по апрель 2021 года временно исполнял обязанности координатора (руководителя) общественного движения "Штабы Навального" в г. Калининграде, в рамках деятельности указанного общественного движения участвовал в несанкционированных акциях протеста на территории г. Калининграда.
Несанкционированные публичные мероприятия, участником которых являлся Лузин И.В, проводились с целью выражения протеста против ареста Навального А.А, публичных призывов к досрочному прекращению вне установленной процедуры полномочий высших должностных лиц Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации.
Причастность Лузина И.В к общественному движению "Штабы Навального" и осуществление им деятельности, в связи с которой названное общественное движение запрещено, подтверждено вступившими в законную силу постановлениями Ленинградского районного суда города Калининграда от 19 февраля 2021 года и от 24 февраля 2021 года, которыми Лузин И.В. привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, а также вступившим в законную силу постановлением того же суда от 22 апреля 2021 года, которым Лузин И.В. привлечен к административной ответственности по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
Установив вышеуказанные обстоятельства и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Лузина И.В. пассивного избирательного права быть избранным депутатом городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва и о законности принятого избирательной комиссией оспариваемого решения.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года без изменения, кассационную жалобу Лузина И.В. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.