Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Мальцевой Е.Г, с участием прокурора Поповой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Рейна Рагнара Одинсона на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 августа 2021 года (N 2а-4765/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года (N 33а-4308/2021) по административному исковому заявлению Рейна Р.О. к Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 14) о признании незаконным решения от 29 июля 2021 года о результатах проверки сведений, представленных кандидатом.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рейн Р.О. обратился в суд с административным иском к Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 14) о признании незаконным решения от 29 июля 2021 года о результатах проверки сведений, представленных кандидатом, указав, что 2 июля 2021 года им в Калининград-Ленинградскую территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 14 при проведении выборов депутатов городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва) было подано заявление о согласии баллотироваться в депутаты городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва в порядке самовыдвижения. В ходе заседания территориальной избирательной комиссии 29 июля 2021 года было принято решение N 28/162-5 "О результатах проверки сведений, представленных Рейном Р.О.", которым его выдвижение в качестве кандидата в депутаты признано незаконным, он признан утратившим статус кандидата. Полагает, что при принятии решения комиссия действовала вне пределов своих полномочий, поскольку действующее избирательное законодательство на стадии регистрации кандидатов не предоставляет избирательной комиссии полномочий по признанию незаконным выдвижения кандидатов, признанию кандидатов утратившими статус кандидата по каким-либо основаниям, а наделяет избирательные комиссии при установлении факта отсутствия у кандидата пассивного избирательного права полномочиями по принятию решения об отказе в регистрации такого кандидата. По его мнению, оспариваемое решение принято преждевременно, поскольку предельный срок предоставления документов, необходимых для регистрации кандидата, не истек, а избирательной комиссией в установленном порядке вопрос о регистрации либо об отказе в регистрации его в качестве кандидата рассмотрен не был.
Настаивает на том, что доказательства его причастности к деятельности, признанной экстремистской, отсутствуют, в связи с чем данное обстоятельство не могло быть положено в основу указанного выше решения избирательной комиссии. Настаивая на том, что территориальной избирательной комиссией были допущены существенные нарушения норм материального права, что привело к принятию незаконного решения и к нарушению его прав, Рейн Р.О. просил суд признать незаконным и отменить решение Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2021 года N 28/162-5 "О результатах проверки сведений, представленных Рейном Р.О.".
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области.
Решением Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года, в удовлетворении административного иска Рейна Р.О. отказано.
В кассационной жалобе на решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 3 сентября 2021 года, Рейн Р.О. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее N 67-ФЗ), не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Вышеуказанные нормы введены Федеральным законом N 157-ФЗ от 4 июня 2021 года "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", вступили в силу 4 июня 2021 года и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного Закона.
Законом Калининградской области от 18 июня 2021 года "О внесении изменений в статью 5 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области (принят Калининградской областной Думой 17 июня 2021 года) введены аналогичные нормы, которые применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением муниципальных выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона Калининградской области.
Так, в соответствии с пунктом 8-4 статьи 5 указанного Закона не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Решением Московского городского суда от 9 июня 2021 года по административному делу N 3а-1573/2021 по иску прокурора г. Москвы запрещена деятельность общественного движения "Штабы Навального" по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", принято решение о ликвидации некоммерческих организаций "Фонд борьбы с коррупцией" и "Фонд защиты прав граждан".
Судами установлено, что решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 июня 2021 года N 129 назначены выборы депутатов городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва.
Решением избирательной комиссии Калининградской области от 29 апреля 2021 года N полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по выборам депутатов городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва по одномандатным избирательным округам N возложены на Калининград-Ленинградскую территориальную избирательную комиссию.
9 июля 2021 года Рейн Р.О. в Калининград-Ленинградскую территориальную избирательную комиссию подал документы о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу N 14 на выборах депутатов городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва.
Решением Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N14) от 29 июля 2021 года N 28/162-5 "О результатах проверки сведений, представленных Рейном Р.О." признано незаконным самовыдвижение Рейна Р.О. в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу N 14, Рейн Р.О. признан утратившим статус кандидата.
Решение принято членами избирательной комиссии единогласно.
Основанием для принятия обжалуемого решения избирательной комиссии послужили полученные 23 июля 2021 года из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области сведения о наличии у Рейна Р.О. ограничений, предусмотренных пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее N 67-ФЗ), пунктом 8-4 статьи 5 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Согласно сведениям, полученным административным ответчиком в ходе проведения проверочных мероприятий в порядке части 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 6 статьи 24 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области", Рейн Р.О. по данным УМВД России по Калининградской области является сторонником общественного движения "Штаб Навального", в 2021 году был организатором двух несанкционированных акций протеста на территории Калининграда, за что был привечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Несанкционированные публичные мероприятия, участником которых являлся Рейн Р.О, проводились с целью выражения протеста против ареста Навального А.А, публичных призывов к досрочному прекращению вне установленной процедуры полномочий высших должностных лиц Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации.
Установив вышеуказанные обстоятельства и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Рейна Р.О. пассивного избирательного права быть избранным депутатом городского Совета депутатов Калининграда седьмого созыва и о законности принятого избирательной комиссией оспариваемого решения.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года без изменения, кассационную жалобу Рейна Р.О. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда города Калининграда от 9 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 19 августа 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 30 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.