Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Ирышковой Т.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Калининградской области на решение Центрального районного суда города Калининграда от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 марта 2021 года по делу N 2-4251/2020 по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения "адрес" о взыскании расходов на покупку лекарственных средств, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения "адрес" о взыскании расходов на покупку лекарственных средств, указав, что является ветераном боевых действий, инвали "адрес" группы по заболеванию: острый миелоидный лейкоз, причина заболевания "военная травма". В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в гематологическом отделении Федерального государственного бюджетного учреждения Центральная клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации "адрес", где ему было начато лечение препаратом "венклекста" (венетоклакс), который назначен к непрерывному применению. На время вышеуказанного срока лечения препаратом "венклекста" (венетоклакс), входящим в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", бесплатное получение которых гарантировано Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ, лечебным учреждением не обеспечивался, для лечения вынужден был покупать лекарства за свой счёт. При обращении в поликлинику Гвардейской центральной районной больницы для выписки рецепта на получение жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства ему было отказано.
После выписки из лечебного учреждения ДД.ММ.ГГГГ и в период нахождения на стационарном лечении в гематологическом отделении Центральной городской клинической больницы "адрес" с 20.03.2020 г. по ДД.ММ.ГГГГ он продолжил прием лекарственного препарата "венклекста" (венетоклакс), приобретенного за свой счет.
С ДД.ММ.ГГГГ обеспечивается вышеуказанным препаратом за счет средств бюджета "адрес"
Ссылаясь на положения ст. 15 ГК РФ, истец просил взыскать с Министерства здравоохранения "адрес" в его пользу убытки, связанные с приобретением лекарственного средства "венклекста" (венетоклакс), в размере 552 704, 11 руб.
Решением Центрального районного суда города Калининграда от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 марта 2021 года, исковые требования ФИО1 к Министерству здравоохранения "адрес" о взыскании расходов на покупку лекарственных средств удовлетворены.
С Министерства здравоохранения "адрес" в пользу ФИО4 взысканы убытки в сумме 552 704, 11 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
За счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Раздел 5).
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890, инвалиды 1 группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов (статьи 6.1 и 6.2).
В соответствии ч.4 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" стандарт оказания медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (п.2).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 3 части 5 статьи 80 названного Федерального закона предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Так, в соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена 1 группа инвалидности, причина инвалидности - военная травма. Установлен диагноз: острый миелоидный лейкоз (FAB-Ml) трисомия 8, FLT3+. Код МКБ-10: С92.0, Z 94.8, в связи с чем имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным по жизненным показаниям, включенным в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год".
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на стационарном лечении в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральная клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации" в "адрес" на основании договора о предоставлении платных медицинских услуг N от ДД.ММ.ГГГГ В связи с рефрактерностью к ранее проводимой химиотерапии по жизненным показаниям ФИО1 рекомендован курс терапии с использованием таргетного препарата "венклекста" (венетоклакс).
Препарат венетоклакс зарегистрирован в Российской Федерации для применения при остром миелоидном лейкозе и включен в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р
Поскольку вышеуказанного препарата в ФГБУ "ЦКБ" в наличии не имелось, то ДД.ММ.ГГГГ родители истца обратились в Гвардейскую центральную районную больницу с заявлением об обеспечении данным препаратом, в ответ на которое им разъяснено о необходимости соблюдения Порядка лекарственного обеспечения дорогостоящими лекарственными препаратами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 269 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации лекарственного обеспечения дорогостоящими лекарственными препаратами".
Согласно указанному порядку выписка рецептов по установленной форме на дорогостоящие лекарственные препараты для амбулаторного лечения больных осуществляется исключительно по разрешительным письмам Министерства здравоохранения "адрес".
С целью соблюдения вышеуказанного порядка, ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией Гвардейской НРБ принято решение ходатайствовать перед Министерством здравоохранения "адрес" об обеспечении ФИО1 лекарственным препаратом "ветеноклакс".
Первый отпуск вышеуказанного лекарства за счет средств бюджета "адрес" состоялся ДД.ММ.ГГГГ г, а также в последующем стал носить регулярный характер.
Между тем, с целью проведения курса химиотерапии в период лечения в ФГБУЗ Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента Российской Федерации "адрес", родители истца самостоятельно за счет личных средств приобрели "венетоклакс" на общую сумму 552704, 11 руб, что подтверждается чеками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имел право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, назначенным к применению с ДД.ММ.ГГГГ, однако не был обеспечен им до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был вынужден приобрести его за свой счет, и взыскал понесенные им расходы на покупку данного лекарства с Министерства здравоохранения "адрес".
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной инстанции, что поскольку истец находился на стационарном лечении в другом субъекте Российской Федерации, то подлежал обеспечению лекарственным препаратом "венклекста" лечебным учреждением за счёт средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Судебная коллегия указала, что Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральная клиническая больница Управления делами Президента Российской Федерации" медицинская помощь истцу оказывалась на основании договора о предоставлении платных медицинских услуг, не предусматривающим возможности предоставления таких услуг за счёт средств обязательного или добровольного медицинского страхования.
Согласно разделу 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Заболевание истца не включено в указанные выше разделы и не охватывается базовой программой обязательного медицинского страхования.
Как прямо указано в разделе 5 Программы, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение: высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в соответствии с разделом 2 перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи за счет субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российском Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе при заболеваниях, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдроме приобретенного иммунодефицита, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой прохраммой обязательного медицинского страхования); закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации; иных антивирусных и антибактериальных лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
За счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Проанализировав приведенные выше нормативные акты, судебная коллегия пришла к выводу, что вне зависимости от формы лечения (амбулаторного или стационарного), лица, нуждающиеся в лекарственном препарате по жизненным показаниям, включенным в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р, подлежат обеспечению за счет бюджетных средств, а не Фонда обязательного медицинского страхования.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что поскольку право истца, являющегося жителем "адрес", на бесплатное обеспечение лекарством по жизненным показаниям нарушено, вне зависимости от формы прохождения им лечения данным лекарственным препаратом (стационарной или амбулаторной), а также места нахождения лечебного учреждения (в "адрес" или в "адрес"), то понесенные убытки подлежат возмещению за счет ответчика.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Калининграда от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.