Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Рогачевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 апреля 2021 года по делу N 2-2063/2020 по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, выплате неполученной доплаты к пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился с иском УПФР в "адрес" Республики Коми, указав, что ДД.ММ.ГГГГ подал в УПФР в "адрес" заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом N84-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". Решением УПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Истец не согласен с исключением периода работы электрослесарем подземным с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку как следует из записей в трудовой книжке, в указанный период он работал электрослесарем подземным с полным рабочим днем под землей. На момент обращения к ответчику у истца имелся необходимый стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии. Исходя из этого, ФИО2 просит признать периоды, исключенные ответчиком из специального стажа, подлежащими включению в данный стаж, обязать УПФР в "адрес" назначить ему доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить неполученную доплату к пенсии с указанной даты.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2020 года исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, выплате неполученной доплаты к пенсии удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 апреля 2021 года решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение.
ФИО2 в удовлетворении требований к Управлению Пенсионного фонда РФ в "адрес" о назначении с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной доплаты к пенсии, в соответствии с Федеральным законом N84-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, и выплате неполученной доплаты к пенсии, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерного судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебного постановления и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, право на которую у него возникло на основании п.1 ч.1 ст.30 и ч.2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О страховых пенсиях".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УПФР в "адрес" с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии согласно Федеральному закону N84-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Решением УПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении доплаты к пенсии по причине отсутствия у него стажа, необходимого для назначения такой доплаты.
По расчетам УПФР в "адрес" стаж ФИО2 для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N84-ФЗ, составил 17 лет 04 мес. 01 день.
Согласно отказному пенсионному делу из стажа работы для назначения доплаты исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку продолжительность работы в подземных условиях составила менее 80% рабочего времени в году.
Из трудовой книжки истца следует, что истец работал:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - электрослесарем (3, 4 разряда) с полным рабочим днем под землей на шахте "Заполярная" ПО "Воркутауголь";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - электрослесарем подземным 4 разряда с полным рабочим днем под землей в ВМЗ АО "Воркутауголь";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - электрослесарем подземным 5 разряда в ВМЗ ОАО "Воркутауголь";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - электрослесарем подземным 5 разряда в СП "ВМЗ" ОАО "Воркутауголь";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - электрослесарем подземным 5 разряда с полным рабочим днем под землей в СП "Шахта Воркутинская" АО "Воркутауголь";
- с ДД.ММ.ГГГГ - электрослесарем (слесарем) дежурным и по ремонту оборудования 4 разряда СП "Шахта Воркутинская" АО "Воркутауголь".
Согласно справке, уточняющей льготный характер или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в СП "СП Воркутинский механический завод" АО "Воркутауголь", СП "Шахта Воркутинская" АО "Воркутауголь" по профессии электрослесарь подземный с полным рабочим днем под землей. Указанный период относится к Списку N, утвержденному постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Исключению из этого стажа подлежат: период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 дней) и период временной нетрудоспособности без оплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 дней).
Также в справке указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлен временный перевод истца по производственной необходимости на работу по Списку N (раздел I подраздел 1А позиция 2010100а-19931) в качестве электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона N84-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", Федерального закона "О страховых пенсиях", ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, Списком N производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением ФИО1 N от ДД.ММ.ГГГГ и, исходил из того, что записями в трудовой книжке и справкой работодателя подтверждается, что в спорный период истец работал в должности, предусмотренной Списком N с полным рабочим днем под землей, соответственно указанные периоды подлежат включению в стаж при назначении доплаты к пенсии, а с учетом исчисленного пенсионным органом стажа, общий стаж на дату обращения составит более 25 лет, в связи с чем исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворения исковых требований ФИО6 основаны на правильном применении и толковании норм материального права, сделаны с соблюдением норм процессуального права.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N216-ФЗ статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральном законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до ДД.ММ.ГГГГ (вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ).
По смыслу ст.ст. 1, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 84-ФЗ, источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 названного закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6, 7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до ДД.ММ.ГГГГ, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ, не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
Судебная коллегия указала, что для включения спорного периода работы истца в стаж для назначения доплаты к пенсии не достаточно сведений, имеющихся в трудовой книжке, подтвержденных справкой работодателя.
В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ФЗ следует, что в специальный стаж может быть засчитана только работа, выполняемая полный рабочий день в подземных условиях.
Как следует из содержания п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно материалам отказного дела при обращении истца с заявлением на доплату к пенсии, пенсионным органом проведена документальная проверка сведений, содержащихся в трудовой книжке, необходимых для установления доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом N 84-ФЗ.
По результатам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что проверены журналы-табеля спусков в шахту и подъема из шахты, по которым установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение в подземных условиях у ФИО2 составило менее 80% рабочего времени.
Также из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основными целями и предметом деятельности СП "Сервисное предприятие Воркутинский механических завод" АО "Воркутауголь" является выпуск продукции промышленного характера, осуществление монтажа, демонтажа и ремонта механизированных комплексов.
Поскольку стаж истца, дающий право на назначение доплаты на момент обращения с соответствующим заявлением составил менее 25 лет, то решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, в соответствии с Федеральным законом N 84-ФЗ, обоснованно.
Представленными доказательствами не подтверждается основное условие для назначения доплаты к пенсии - занятость на подземных работах полный рабочий день (не менее 80%) в спорные периоды, в связи с чем оснований для включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения доплаты к пенсии и удовлетворения исковых требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить и выплатить недополученную доплату за период с ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Вывод суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика не допущено нарушений норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Доводы заявителя жалобы о незаконности обжалуемого судебного акта основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворения иска и для отказа в удовлетворения требований истца.
Предусмотренных статьёй 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.