Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Рогачевой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 24 марта 2021 года по делу N2-1646/2020 по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонному) о признании решения незаконным, обязании включить периоды в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, о назначении страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) о признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период срочной службы в Вооруженных силах ФИО1 по призыву в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц и 16 дней) в двойном размере (4 года 3 месяца 2 дня) и 5 (пять) лет службы по контракту в "адрес"-130 на Северном флоте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании Управления назначить трудовую пенсию досрочно с даты первоначального обращения за назначением пенсии - ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб, ссылаясь, что решением ответчика ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ) в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера. В стаж работы в районах Крайнего Севера, ответчиком не учтен период прохождения истцом военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований истец указал, что на основании Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N и Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в РФ" он имеет право на включение периодов военной службы по призыву и по контракту в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и оснований для отказа в зачете данных периода в указанный стаж у ответчика не имелось.
Решением Боровичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в "адрес" (межрайонное) обязано включить в стаж работы ФИО2, дающий право на досрочную страховую пенсию, периоды службы в Вооруженных силах ФИО1 по призыву в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы по контракту в "адрес"-130 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в "адрес" (межрайонное) в пользу ФИО2 взысканы расходы по оплате государственной пошлины 200 руб.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Боровичского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, в части удовлетворения иска ФИО2 отменено.
Принято по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в "адрес" (межрайонное) зачтено в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды службы в Вооруженных силах ФИО1 по призыву в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы по контракту в "адрес"-130 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения, ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерного судебного акта.
ГУ-УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) представило возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебного постановления и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в "адрес"-130 (Гаджиево).
"адрес"ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N, "адрес" и "адрес" отнесены к районам Крайнего Севера.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УПФР РФ в "адрес" (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера.
В стаж работы истца в районах Крайнего Севера ответчиком не учтен период военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период военной службы по контракту в рядах Вооруженных сил ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному решению ответчика страховой стаж составляет 37 лет 1 месяц 12 дней, при требуемом стаже 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 7 лет 9 месяцев 21 день, что меньше требуемого стажа - 15 лет.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание обстоятельства по настоящему делу, руководствуясь Указом Президиума ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Указом Президиума ВС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N и Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в РФ", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд первой инстанции указал, что все юридически значимые обстоятельства для разрешения настоящего спора соблюдены, поскольку установлено прохождение истцом военной службы в районах Крайнего Севера, в том числе по призыву в качестве рядового, длительность перерыва между увольнением с военной службы по призыву и работой не более 3 месяцев, отнесение территории, где осуществлялась работа, на дату зачисления на работу после окончания военной службы по призыву к районам Крайнего Севера, поступление на вышеуказанную работу до ДД.ММ.ГГГГ.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
С ДД.ММ.ГГГГ указанная норма предусматривает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 3 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно Приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста, либо наступления таких сроков.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии со ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (пункт 4).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", учитываются только в страховой стаж.
Действовавший до ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также более ранний Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривали возможности зачета в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, периодов военной службы.
Как следует из оспариваемого решения Управления и истцом не оспаривалось, в общий страховой стаж истца спорные периоды военной службы зачтены.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являлось Постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее Положение N).
В подп. "к" п. 109 Положения N было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил ФИО1.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпункта "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения N).
Таким образом, в соответствии с п. 109 Положения N возможность приравнивания периода военной службы к работе, предшествующей данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, по выбору обратившегося, предусмотрена только для определенных в данном пункте случаев назначения на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности, к которым назначение льготной пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (п. "д" п. 16), не относится. При этом доказательств того, что работа, предшествовавшая периодам прохождения истцом военной службы, либо следовавшая за окончанием данных периодов, является подземной работой, работой с вредными либо тяжелыми условиями труда, работой в горячих цехах либо на предприятии текстильной промышленности, в материалах дела не имеется, и истцом не представлено.
При таком положении, учитывая, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ, и именно по данному основанию Управление при вынесении оспариваемого решения производили оценку пенсионных прав истца, оснований для применения к спорным правоотношениям п. 109 Положения N не имеется.
Оснований для применения постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", согласно которым солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот (в том числе, на досрочное пенсионное обеспечение), если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, также не имеется, поскольку истец уволен в запас со сверхсрочной военной службы.
Поскольку истец в спорные периоды проходил срочную военную службу по призыву, а затем сверхсрочную военную службу по контракту, условие о трудоустройстве в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву не соблюдено, так как продолжительность перерыва между датой увольнения истца с действительной срочной военной службы (ДД.ММ.ГГГГ) и датой поступления на работу в районах Крайнего Севера (ДД.ММ.ГГГГ) значительно превышает 3 месяца, то оснований для включения спорных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера, не имеется.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика не допущено нарушений норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемом апелляционном определении указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Доводы заявителя жалобы о незаконности обжалуемого судебного акта основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворения иска и для отказа в удовлетворения требований истца.
Предусмотренных статьёй 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.