Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры - ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2020 года N 90-26/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" ФИО12, ФИО11, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО13, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего необходимым отменить решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Аквастрой" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2020 года N 90-26/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы".
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением статьи 54 Конституции Российской Федерации, пунктов 22, 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N406, пункта 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N406, пункта 6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э, поскольку тариф установлен "задним числом", начал действовать с 15 марта 2019 года на уровне значительно ниже экономически обоснованного, не возмещает расходов и не обеспечивает прибыль общества, надлежащее содержание и эксплуатацию объектов водоснабжения. Определение объема отпуска (транспортировки) воды осуществлено регулирующим органом в нарушение требований действующего законодательства, без учета выводов судебного акта суда кассационной инстанции, в связи с чем, нарушены права и законные интересы общества.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" ФИО12 поддержал заявленное в административном иске требование.
Представитель административного ответчика Государственной службы ФИО5 Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО13 административный иск не признала.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 28 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления обществу с ограниченной ответственностью "Аквастрой" о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2020 года N 90-26/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы" отказано.
С общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении постановлено разместить на официальном интернет-портале правовой информации htt://www.cap.ru либо в республиканской газете "Вести Чувашии" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С принятым решением не согласился административный истец общество с ограниченной ответственностью "Аквастрой", в апелляционной жалобе содержится требование об отмене решения Верховного Суда Республики Чувашия от 28 мая 2021 года и принятии по административному делу нового решения, которым полагают необходимым требования общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" удовлетворить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе административный истец указал, что решение суда принято с нарушением статьи 54 Конституции Российской Федерации, поскольку Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2020 года N90-26/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы", утверждены тарифы на питьевую воду с 15 марта 2019 года по 31 декабря 2022 года, которые немного выше, чем были ранее установлены постановлением N4-1/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью " Аквастрой" на 2019-2022годы" с 30 июня 2019 года по 31 декабря 2022 года.
Административный истец полагает, что вывод суда первой инстанции об экономической необоснованности заявленного обществом предложения об установлении тарифа исходя из фактических объемов за 2019 год в размере "данные изъяты" куб.м, является неверным, поскольку Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, руководствуясь п. 6 Приказа от 27 декабря 2013 года N 1746-э Федеральной службы по тарифам "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" на основании технических параметров насоса ЭЦВ 6-6, 5-125 и потребленной электроэнергии за 2019 г, установилаобъем отпуск воды в размере "данные изъяты" тыс. куб. м. в год, на 2019, 2020, 2021, 2022 гг, что в 2, 7 раза больше, чем заявлено обществом.
Административный истец не согласен с указаниями тарифного органа на то, что договоры водоснабжения с обществом с 2019 года не заключены; определить фактический объем поднятой и реализованной потребителям воды невозможно; администрация Сарабакасинского сельского поселения до заключения договора аренды в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам за согласованием долгосрочных параметров регулирования, включаемых в конкурсную документацию, не обращалась. Указывает, что общество с ограниченной ответственностью "Аквастрой" предоставило в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам заявление об открытии дела об установлении тарифов на холодное водоснабжение (исх. N72 от 30.04.2020), с приложением всего комплекта документов, а именно: баланс водоснабжения, расчет тарифа на водоснабжение, бухгалтерскую отчетность, форма 6-в за 2019 год, форма 2-ТП (водохоз) 2019, формы 22-ЖКХ (ресурсы): январь-июнь 2019, январь - сентябрь 2019, январь-декабрь 2019, форма1-водопровод 2019 и др, а также протокол приема отчета 22-ЖКХ (ресурсы) 2019 год, квитанцию о приеме налоговой декларации Бухгалтерская (финансовая) отчетность 2019 год, платежные поручения об оплате водного налога, что являлось достаточным для принятия обоснованного решения. Обращает внимание, что в балансе водоснабжения указаны данные по отпуску питьевой воды по приборам учета фактический за 2019 год- 14, 28 тыс. куб. м, 2020 год- 14, 28 тыс. куб м. в федеральном статистическом наблюдении за 2019 год по форме N2-ТП (водохоз) с объемом отпуска воды в год в размере 14, 28 тыс. куб. м, в федеральном статистическом наблюдении за 2019 г..по форме N1 - водопровод с объемом работы водопровода в год в размере 14, 28 тыс. куб.м, в федеральном статистическом наблюдении за 2019 год по форме N22-ЖКХ (ресурсы) с объемом отпуска воды в год в размере 14, 28 тыс. куб. м, которые были направлены в органы статистики общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой".
Соответственно Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обязана была учесть фактический объем и динамику отпуска воды.
Ранее объекты водоснабжения, в отношении которых был установлен тариф на водоснабжение, состояли на балансе администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, отпуском воды так же занималась администрация Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Произведенный тарифным органом расчет объема полезного отпуска воды определённый на основании технических характеристик насоса ЭЦВ 6-6, 5-125 и фактически потребленной электрической энергии за 2019 год в соответствии с п. 6 Приказа от 27 декабря 2019 года N 1746-э Федеральной службы по тарифам "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" является неправомерным, поскольку вступившим в законную силу кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 года N по административному делу N установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Аквастрой" с 2018 года является организацией, впервые осуществляющей холодное водоснабжение на территории Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, но в предшествующий период услуги по холодному водоснабжению оказывала администрация территории Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Полагает, что определение объема отпуска (транспортировки) воды осуществлено регулирующим органом в нарушение требований Методических указаний, в связи с чем расчет тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы не является достоверным, нарушает права общества на установление экономически обоснованных тарифов на питьевую воду. Произведенный ответчиком расчет объема потребления воды не предусмотрен нормами действующего законодательства и носит субъективный, предвзятый характер.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой", Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителей административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации но предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
На федеральном уровне отношения в области водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"). В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-л (далее - Методические указания), постановление Кабинета Министров Чувашской Республики о" 29 июля 2004 года N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по указанным основаниям не обжалуется.
Из материалов административного дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО "Аквастрой" с 2018 года является организацией, впервые осуществляющей холодное водоснабжение на территории Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. В предшествующий период услуги по холодному водоснабжению оказывала администрация Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - администрация сельского поселения).
Согласно договору на сдачу в аренду муниципального имущества от 22 января 2018 года, заключенному между администрацией Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (арендодатель) и ООО "Аквастрой" (арендатор), арендодателем в аренду арендатору на срок с 22 января 2018 года по 21 января 2028 переданы следующие объекты:
сооружения водозаборные - водоснабжение деревень Сарабайкасы, Мокшино; с кадастровым номером N, состоящие из двух водонапорных башен металлических, емкостью бака "данные изъяты" куб. м и "данные изъяты" куб. м, двух артезианских скважин глубиной "данные изъяты" м и "данные изъяты" м, двух станций управления для скважины, водопроводной сети протяженностью "данные изъяты" м, водозаборных колонок - 30 шт, расположенных по адресу: "адрес" ("данные изъяты");
сооружения водозаборные - водоснабжение улиц "адрес" с кадастровым номером N, состоящие из водонапорной башни металлической, емкостью бака "данные изъяты" куб. м, артезианской скважины глубиной "данные изъяты" м, станции управления для скважины, водонапорной сети протяженностью 118 м, станции управления для скважины, водонапорной сети протяженностью 1470 м, водозаборных колонок - 9 шт, расположенных по адресу: "адрес" ("данные изъяты").
ООО "Аквастрой" 30 июля 2018 года обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (на питьевую воду) на 2018 - 2021 годы. В качестве метода регулирования тарифов органом регулирования тарифов выбран метод индексации, в соответствии с которым тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования.
Постановлением от 27 февраля 2019 года N 4-1/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы" установлен базовый уровень операционных расходов в размере 1 254, 751 тыс. руб. на 2019 год установлены тарифы на питьевую воду на 2019 - 2022 годы.
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2020 N постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 27 февраля 2019 года N 4-1/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019 - 2022 годы" признано недействующим с даты вступления в законную силу кассационного определения.
Во исполнение вышеуказанного кассационного определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 г. приказом Государственной службы ФИО5 Республики от 11 декабря 2020 г. N открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Аквастрой" на 2019-2021 годы.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2020 года N/в:
установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду для ООО "Аквастрой" с 15 марта 2019 года по 31 декабря 2022 года согласно приложению N (пункт 1);
установлены тарифы на питьевую воду для ООО "Аквастрой", оказывающего услугу холодного водоснабжения на территории Сарабакасинского сельского поселения "адрес" ФИО5 Республики, со дня вступления в силу постановления с 15 марта 2019 года по 31 декабря 2022 в следующих размерах:
с 15 марта 2019 года по 30 июня 2019 года - "данные изъяты";
с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - "данные изъяты", с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - "данные изъяты" руб.;
с 1июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - "данные изъяты" руб.;
с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - "данные изъяты" руб.;
с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - "данные изъяты" руб.;
с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - "данные изъяты" руб.;
с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - "данные изъяты" руб. (приложение N 2 (пункт 2).
Указанное постановление в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Чувашской Республики от 21 ноября 2001 года N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Главы Чувашской Республики. Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики" опубликовано на официальном интернет - портал правовой информации 19 декабря 2020 года, и в соответствии с требованиями Указа Президента Чувашской Республики от 28 июля 2003 года N 77 "О государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики", зарегистрировано в Государственной службе Чувашской Республики по делам юстиции 18 декабря 2020 года, регистрационный N 6608.
Оспаривая вышеуказанный нормативный правовой акт ООО "Аквастрой" ссылается на то, что он принят с нарушением статьи 54 Конституции Российской Федерации, пунктов 22, 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года, N 406, пункта 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, пункта 6 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-т, поскольку тариф установлен "задним числом", начал действовать с 15 марта 2019 года на уровне значительно ниже экономически обоснованного, не возмещает расходов и не обеспечивает прибыль общества, надлежащее содержание и эксплуатацию объектов водоснабжения. Определение объема отпуска (транспортировки) воды осуществлено регулирующим органом в нарушение требований действующего законодательства, без учета выводов судебного акта суда кассационной инстанции, в связи с чем нарушены права и законные интересы общества.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и соглашаясь с позицией органа регулирования тарифов об экономической необоснованности заявленного обществом предложения об установлении тарифа исходя фактических объемов за 2019 год в размере 14280 куб.м, суд первой инстанции пришел к выводу, что в материалы тарифного дела не представлены данные, позволяющие с достоверностью установить фактический отпуск воды за предшествующий период. Ввиду невозможности определения фактического объема поднятой и реализованной воды, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности применения органом регулирования расчетного объема полезного отпуска воды, определенного в соответствии с пунктом 64(1) Правил регулирования тарифов.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеприведенными выводами суда первой инстанций, находит их основанными на неправильном применении норм материального права исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования, Правила регулирования, Методические указания.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
К заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно пункту 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования
рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В силу пункта 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
В представленных паспортах разведочно-эксплуатационных скважин год бурения: N в д. "адрес", N в д. "адрес" - 2012 год и б/н в д. "адрес" - 2014 год, отсутствуют даты ввода их в действие, начала эксплуатации и сроки фактического использования.
Из материалов дела следует, что с использованием вышеуказанных водозаборных сооружений (скважин) холодное до 2018 года водоснабжение на территории Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики осуществлялось администрацией сельского поселения. Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено и не оспаривается сторонами, что водозаборные сооружения (скважины) не являлись на момент возникновения спорных правоотношений вновь созданными (новыми) объектами централизованных систем водоснабжения.
Вместе с тем, из пункта 6 Методических указаний, следует вывод о том, что объем отпуска (транспортировки) воды может быть определен расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов лишь в случае создания новых объектов централизованных систем водоснабжения.
Указанный вывод содержится в Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 года N
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В нарушение указанного требования нормативного правового акта, а также выводов суда кассационной инстанции регулирующим органом при принятии заменяющего акта объем отпуска (транспортировки) воды вновь определен расчетным способом с использованием технико-экономических характеристик объектов водоснабжения, предусмотренный паспортами таких объектов.
Административным ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта, а судом первой инстанции оспариваемого решения не учтены, представленные обществом в тарифный орган сведения, а именно данные федерального статистического наблюдения за 2019 г. по форме N-ТП (водхоз); по форме N-водопровод за 2019 г.; по форме N-ЖКХ (ресурсы) за 2019 г.;
Кроме того, судебной коллегией установлено, что Администрацией Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в органы статистики направлялись Формы N 2-ТП (водхоз) федерального статистического наблюдения за 2016 г, 2017 г, 2018 г.
Также судом первой инстанции не принято во внимание, что производя расчет объёма полезного отпуска воды на основании технических характеристик насоса ЭЦВ 6-6, 5-125 и фактически потреблённой электрической энергии за 2019 год в соответствии с и. 6 Приказа от 27 декабря 2013 года N 1746-э Федеральной службы по тарифам "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" тарифным органом не учтено, что на скважинах и водонапорных башнях, кроме наноса работает также автоматика, которая организует подъём необходимого количества объёма воды, а также воздушные тэны, поддерживающие необходимую температуру для работы автоматики в зимний период. Указанное оборудование также потребляет электричество, объем потребления которого не был учтен при установлении оспариваемого тарифа.
Также в суд апелляционной инстанции представлены отчеты по собственникам и жильцам помещений, проживающих на территории, обслуживаемой ООО "Аквастрой", а также сведения по объему потребления воды, согласно приборов учета абонентов за 2019, 2020 годы и журналы учета водопотребления средствами измерений.
Актом осмотра от 24 сентября 2021 года, в котором приняли участие представители тарифного органа установлено наличие приборов учета и иного электрооборудования на скважинах и водонапорных башнях, обслуживаемых ООО "Аквастрой".
Все вышеперечисленные данные с достоверностью свидетельствуют о необоснованности примененного административным ответчиком расчетного метода при установлении объема отпуска (транспортировки) воды.
В части доводов административного ответчика о том, что регулируемой организацией на момент принятия решения не были представлены все необходимые документы, а на регулирующем органе не лежит обязанность запроса дополнительных материалов судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
По общему правилу регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на нее возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В связи с этим на органе регулирования не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы.
Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств каждого дела, в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность органа регулирования предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, что исходя из принципов достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ), а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Такая обязанность Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в данном случае в полном объеме исполнена не была, вышеназванные документы, которые при надлежащем подходе регулирующего органа могли быть запрошены и в случае их представления - проанализированы, у административного истца не запрашивались, что не исключает возможности совершения этих действий в рамках принятия заменяющего нормативного правового акта.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований ООО "Аквастрой".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемое постановление должно быть признано недействующим, судебная коллегия учитывает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, с учетом содержания закрепленных им правовых норм, он должен быть признан недействующим с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Кроме того, судебная коллегия возлагает на регулирующий орган обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 мая 2021 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" удовлетворить.
Постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17 декабря 2020 года N90-26/в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду для общества с ограниченной ответственностью "Аквастрой" на 2019-2022 годы" признать недействующим с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Возложить на Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.