Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е.
судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минюка К.Ф, Теплова А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов 1585, 1586 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1732 от 27 декабря 2017 года, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителя административных истцов Мкртчяна Г.А, а также заключение прокурора отдела Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Данный документ опубликован 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
В пункт 1585 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
В пункт 1586 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Административные истцы Минюка К.Ф. и Теплова А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1585, 1586 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1732 от 27 декабря 2017 года.
В обоснование требований указали, что административные истцы являются сособственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N, N, входящих в состав нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес".
Согласно фактическому использованию данные помещения используются в качестве оздоровительного комплекса и расположены на земельном участке с видом разрешенного использования "Занимаемый оздоровительным комплексом", что не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечень на 2018 год нарушает права административных истцов, так как незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июня 2020 года постановлено:
административное исковое заявление Минюка К.Ф, Теплова А.А. удовлетворить.
Признать недействующим приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1732 от 27 декабря 2017 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1585 объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со дня его принятия.
Признать недействующим приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N1732 от 27 декабря 2017 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1586 объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", со дня его принятия.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан в пользу Минюка К.Ф. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных Республики Башкортостан в пользу Теплова А.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ, физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определены статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу указанных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень на 2018 год подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что в состав здания с кадастровым номером N входят нежилые помещения: с кадастровым номером N, собственником которого является Минюка К.Ф, с кадастровым номером N, собственником которого является Теплова А.А.
В состав здания с кадастровым номером N входят нежилые помещения: с кадастровым номером N, собственником которого является Теплова А.А, с кадастровым номером N, собственником которого является Минюка К.Ф.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, нежилые здания с кадастровыми номерами N, N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 8 546 кв. м, по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования: "Занимаемый оздоровительным комплексом".
Арендаторами данного земельного участка являются административные истцы Минюка К.Ф. и Теплова А.А, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16 января 2020 года.
Анализируя данный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагают размещения на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, здания по указанному основанию в Перечень на 2018 год включено быть не могло.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что здания с кадастровым номером N и N имеют назначение "нежилое здание".
В соответствии с техническими паспортами, составленными Участком г. Уфы ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" по состоянию на 08 сентября 2014 года, нежилое здание с кадастровым номером N состоит из следующих помещений:
Литера Б этаж N1: вестибюль, коридоры, бассейны, насосные, парилки, душевые, санузлы, лестничные клетки, склад, котельная, кабинеты, умывальная, эл. щитовые, - итого 742, 7 кв. м.
Литера Б1 этаж N2: лестничные клетки, бильярдные, комнаты отдыха, - итого 413, 6 кв. м.
Итого по объекту в целом 1 156, 3 кв. м.
Нежилое здание с кадастровым номером N состоит из следующих помещений:
Литера А этаж N1: холл, гардеробы, склады, эл. щитовая, коридоры, бойлерная, лестничные клетки, туалеты, умывальные, моечные, горячий цех, лифтовой холл, холодный цех, мясной цех, котельная, кабинет, санузел, обеденный зал (229, 2 кв. м.), - итого 643, 2 кв. м.
Литера А1 этаж N2: лестничные клетки, комната персонала, зал отдыха, склад, вестибюль, туалеты, умывальные, коридоры, душевые, мойка, бар (18, 6 кв. м.), парилки, моечные, тех. помещение, - итого 646, 8 кв. м.
Итого по объекту в целом 1 290 кв. м.
Площадь обеденного зала (229, 2 кв. м.) и бара (18, 6 кв. м.) - всего 247, 80 кв. м, составляет менее 20 процентов (19, 21 процентов) от общей площади здания - 1 290 кв. м.
Поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
В данном случае из имеющейся в технической документации экспликаций к поэтажным планам не следует, что не менее 20 процентов общей площади зданий предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, суд первой инстанции правильно констатировал, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости здания в Перечень на 2018 год включению не подлежали.
Как следует из позиции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, спорные объекты были включены в Перечень на 2018 год, так при проверке фактического использования было установлено, что более 20% площади спорных объектов недвижимости используются для административной деятельности, бытового обслуживания. Также согласно техническим паспортам зданий более 20% от общей площади объектов недвижимости используется для бытового обслуживания и общественного питания.
Фактическое использование здания с кадастровым номером N было установлено актом обследования здания, составленного комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 ноября 2015 года, по состоянию на 18 декабря 2017 года, из которого следует, что общая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов - 773, 6 кв. м. - то есть 60% от общей площади объекта недвижимого имущества.
1 этаж: помещения NN 18-20, 23, 24, 34, 37 - используются для общественного питания.
2 этаж: помещения NN 3, 22 - используются для общественного питания (277 кв. м.).
2 этаж: помещения NN 14-21, 23-25 - используются для бытового обслуживания населения (162, 8 кв. м.).
1 этаж: помещение N29 используется для ведения административной деятельности (12, 2 кв. м).
Остальные помещения - места общего пользования.
Фактическое использование здания с кадастровым номером 02:55:020401:38, было установлено актом обследования здания, составленного комиссией по состоянию на 18 декабря 2017 года, из которого следует, что общая площадь объекта недвижимого имущества, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и размещения торговых объектов - 406, 2 кв. м. - то есть 35, 1% от общей площади объекта недвижимого имущества.
1 этаж: помещения NN 3, 5-7, 10-12, 15, 18, 20-22, 25-27, 30, 33, 35-37, 40-42, 45 - используются для бытового обслуживания населения (387, 8 кв. м.).
1 этаж - помещение N60 используется для ведения административной деятельности (18, 4 кв. м.).
Остальные помещения - места общего пользования.
Проанализировав сведения, содержащиеся в актах, в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих фактическое использование помещений, поименованных в приложении к акатах обследования спорных объектов недвижимости, составленным комиссией по состоянию на 18 декабря 2017 года, поскольку перечисленные в них помещения: моечные, горячий цех, холодный цех, мясной цех, зал отдыха, мойки, парилки, моечные, бассейны, душевые, кабинеты не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а используются для иных целей, в частности осуществления деятельности оздоровительно-развлекательного комплекса "Райский берег" (ОРК "Райский берег").
Кроме того установлено, что комплекс расположен на огороженной территории, имеется пропускная система, что подтверждается Договором N324 от 10 сентября 2016 года об оказании охранных услуг, заключенным между ИП Теплов А.А, и ООО Частная охранная организация "Булат". Предметом данного договора является обеспечение соблюдения на Объекте установленного внутриобъектового и пропускного режимов и т.д. (п.1.1. Договора).
Согласно сведениям из ЕГРИП от 29 мая 2020 года основным видом деятельности Теплова А.А. является физкультурно-оздоровительная деятельность.
Таким образом, установлено, что спорные объекты недвижимости составляют инфраструктуру ОРК "Райский берег", входят в состав объектов единого оздоровительного комплекса. Объекты не используется для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, а также для общественного питания и бытового обслуживания.
Ранее заключенный 08 ноября 2016 года между Минюк К.Ф. и ООО "Удача" договор аренды нежилого помещения площадью 643, 2 кв. м, расположенного на 1 этаже здания по адресу: "адрес", расторгнут на основании соглашения от 15 мая 2017 года.
Судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих использование вышеназванных помещений для размещения офисов и объектов общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы фактическое использование данных помещений не обусловлено ведением самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельностью административного истца, поскольку их функционирование неразрывно связано с их целевым использованием.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что площадь помещений здания с кадастровым номером N, поименованных в акт и приложению к нему, фактически используемых для целей, соответствующих положениям статьи 378.2 НК РФ, составляет 247, 80 кв. м (19, 21%), то есть менее 20% от общей площади здания (1290 кв. м.).
Согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером N, отсутствуют помещения, которые подпадают по критерии статьи 378.2 НК РФ.
Ссылки в апелляционной жалобе на представление прокуратуры Республики Башкортостан от 30 января 2020 года N, вышеприведенных выводов судебной коллегии не опровергает.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования, здания в Перечень на 2018 год также не могли быть включены.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие зданий критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2018 год, в том числе исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, фактического использования здания, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции не усматривает.
Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе, которая фактически сводится к перечислению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без указания как, на обстоятельства дела.
По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В связи с чем, с административного ответчика в пользу административных истцов правомерно взысканы судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу каждого.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.