Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре
Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" о признании недействующими Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143, в части, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" на решение Пермского краевого суда от 3 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя Пермской городской Думы ФИО3 представителя Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО1, администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми ФИО2, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" (далее по тексту- ООО "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р", общество, административный истец) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими статей 52 и 52.1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143, в части установления подзоны Ц-2 (в 6 этажей) в территориальной зоне Ц-2, в редакции пунктов 1.4.2, 1.6.1.4, 1.6.2.9 Решения Пермской городской Думы от 27 августа 2019 года N 171 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143", в границах земельных участков с кадастровыми номерами N
В обоснование заявленных требований общество указало, что в 2014 году приобрело земельный участок под многоэтажную застройку без ограничения высотности в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми.
Земельные участки с кадастровыми номерами N, принадлежащие на праве собственности обществу, с видом разрешенного использования: "многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения на нижних этажах", расположенные в территориальной зоне Ц-2, включены в подзону в 6 этажей.
Внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки города Перми на территории микрорайона "Красные казармы" установлены несоответствия при виде разрешенного использования земельных участков "многоэтажное жилищное строительство" ограничение этажности до 6 этажей.
Указывает на то, что действующим законодательством (частью 3 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации) допускается установление подзон с одинаковыми видами разрешенного использования земельного участка, но не для зоны в целом с разными видами разрешенного использования. Полагает, что для вида: "многоэтажное жилищное строительство" возможны подзоны от 9-и этажей и выше. Однако, при действующем в Правилах землепользования и застройки города Перми виде "многоэтажное жилищное строительство" незаконно установлена этажность в 6 этажей. Внесение изменений в Правила путем установления подзоны Ц-2 (в 6 этажей) с ограничением этажности одновременно по двум видам разрешенного использования земельных участков: ("многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)"; "среднеэтажная жилая застройка (2.5)") противоречит Правилам землепользования и застройки города Перми и федеральному законодательству и нарушают права застройщика по использованию земельного участка по основному виду разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)".
Решением Пермского краевого суда от 3 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края, Департаментом градостроительства и архитектуры, администрацией города Перми, Пермской городской Думой, Правительством Пермского края представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Пермской городской Думы ФИО4, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края ФИО5 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми ФИО6 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила оставить решение суда без изменения.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.01.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 3 части 3 статьи 8, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данная процедура включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), проведение Комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми (далее по тексту - Правила землепользования и застройки города Перми). Данное решение опубликовано в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 48, 10 июля 2007 года.
Статьей 52 Правил землепользования и застройки города Перми установлен перечень территориальных зон и подзон, установленных на карте градостроительного зонирования города Перми.
Карта ограничений по условиям сохранения и планируемого размещения образовательных учреждений предусмотрена статьей 52.1 Правил землепользования и застройки, согласно которой, на настоящей карте отображаются зоны, образованные земельными участками существующих и планируемых к размещению образовательных учреждений: дошкольные учреждения (детские сады, ясли, прочие); общеобразовательные школы (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
В дальнейшем в Правила землепользования и застройки города Перми неоднократно вносились изменения, которые опубликованы в установленном законом порядке, в том числе такие изменения внесены: Решением Пермской городской Думы от 27 августа 2019 года N 171 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143".
Пунктом 1.4.2 Решения Пермской городской Думы от 27 августа 2019 года N 171 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" предусмотрено, что в пункте 2.1 статьи 52 абзацы "Подзоны. Ц-1 (50), Ц-2а, Ц-2б, Ц-2в, Ж-1а, Ж-1б, Ж-1в, Ж-2б, Ж-2в, Ц-5 (52), ЦС-2 (25)" изложить в редакции: "Подзоны. Подзона Ц-1 (В 45 м); Подзона Ц-1 (В 46 м); Подзона Ц-1 (В 50 м); Подзона Ц-1 (В 90 м); Подзона Ц-1 (В 3 эт); Подзона Ц-1 (В 6 эт); Подзона Ц-1 (В 9 эт); Подзона Ц-2 (В 4 эт); Подзона Ц-2 (В 6 эт); Подзона Ц-2 (В 8 эт); Подзона Ц-2 (В 17 эт); Подзона Ц-2 (В 22 эт); Подзона Ц-5 (В 52 м); Подзона ЦС-2 (В 25 м); Подзона Ц-1 (П 2, 22); Подзона Ц-1 (П 3, 12); Подзона Ц-1 (П 3, 73); Подзона Ц-2 (П 0, 3); Подзона Ц-2 (П 1, 07); Подзона Ц-2 (П 2, 22); Подзона Ц-2 (П 3, 12); Подзона Ц-2 (П 3, 73); Подзона Ж-1 (В 4 эт); Подзона Ж-1 (В 6 эт); Подзона Ж-2 (В 4 эт); Подзона Ж-2 (В 6 эт); Подзона Ж-1 (П 0, 3); Подзона Ж-1 (П 1, 07); Подзона Ж-1 (П 2, 22); Подзона Ж-1 (П 3, 12); Подзона Ж-1 (П 3, 73); Подзона Ж-2 (П 0, 3); Подзона Ж-2 (П 1, 07); Подзона Ж-2 (П 2, 22); Подзона Ж-2 (П 3, 12); Подзона Ж-2 (П 3, 73)";
Согласно пункту 1.6.1.4 Решения Пермской городской Думы от 27 августа 2019 года N 171 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" в статье 52.1 в градостроительном регламенте территориальной зоны Ц-1: после абзаца "Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений - 0 м." дополнить абзацами следующего содержания:
"Подзона Ц-1 (В 45 м).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 45 м. Подзона Ц-1 (В 46 м). Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 46 м.
Подзона Ц-1 (В 50 м).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 50 м. Подзона Ц-1 (В 90 м). Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 90 м.
Подзона Ц-1 (В 3 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 3 этажей.
Подзона Ц-1 (В 6 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 6 этажей.
Подзона Ц-1 (В 9 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 9 этажей.
Подзона Ц-1 (П 2, 22).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны многофункциональной застройки срединной части города (СТН-В), установленной Генеральным планом города Перми, - 2, 22.
Подзона Ц-1 (П 3, 12).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны городского центра (СТН-Б), установленной Генеральным планом города Перми, - 3, 12.
Подзона Ц-1 (П 3, 73).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны ядра городского центра (СТН-А), установленной Генеральным планом города Перми, - 3, 73.
Виды разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)" в случае превышения параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в подзонах территориальной зоны Ц-1, подлежат реализации при условии обеспечения планируемого к строительству объекта капитального строительства местами в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях в соответствии с пунктом 12 статьи 3 Правил."
Пунктом 1.6.2.9 Решения Пермской городской Думы от 27 августа 2019 года N 171 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" предусмотрено, что в градостроительном регламенте территориальной зоны Ц-2: дополнить абзацами следующего содержания:
"Подзона Ц-2 (В 4 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 4 этажей.
Подзона Ц-2 (В 6 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 6 этажей.
Подзона Ц-2 (В 8 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 8 этажей.
Подзона Ц-2 (В 17 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 17 этажей.
Подзона Ц-2 (В 22 эт).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельная высота зданий, строений - не более 22 этажей.
Подзона Ц-2 (П 0, 3).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны многофункциональной жилой застройки (СТН-Г), функциональной зоны жилой застройки (СТН-Д), функциональной зоны средне- и малоэтажной застройки (СТН-Ж), установленных Генеральным планом города Перми, - 0, 3.
Подзона Ц-2 (П 1, 07).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны удаленных городских центров (СТН-Е), установленной Генеральным планом города Перми, - 1, 07.
Подзона Ц-2 (П 2, 22).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны многофункциональной застройки срединной части города (СТН-В), установленной Генеральным планом города Перми, - 2, 22.
Подзона Ц-2 (П 3, 12).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны городского центра (СТН-Б), установленной Генеральным планом города Перми, - 3, 12.
Подзона Ц-2 (П 3, 73).
Предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка с видами разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", расположенного в границах функциональной зоны ядра городского центра (СТН-А), установленной Генеральным планом города Перми, - 3, 73.
Виды разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)" в случае превышения параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в подзонах территориальной зоны Ц-2, подлежат реализации при условии обеспечения планируемого к строительству объекта капитального строительства местами в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях в соответствии с пунктом 12 статьи 3 Правил".
Как уже было указано выше, решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.
В последующем, пунктами 1.4.2, 1.6.1.4, 1.6.2.9 решения Пермской городской Думы от 27 августа 2019 года N 171 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" внесены изменения в статьи 52 и 52.1 Правил землепользования и застройки города Перми, в том числе в части установления подзоны Ц-2 (в 6 этажей) в территориальной зоне Ц-2, а также, в том числе, в границах земельных участков с кадастровыми номерами N принадлежащих административному истцу.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки Министерством строительства и архитектуры Пермского края вынесены предписания от 07 сентября 2018 года N 35-03-35-8 и от 11 сентября 2018 года N 35-03-35-8/1, в соответствии с которыми предписано Пермской городской Думе устранить нарушения градостроительного законодательства путем приведения положений Правил землепользования и застройки города Перми в соответствие с требованиями действующего законодательства.
По результатам рассмотрения указанных предписаний, Пермской городской Думой принято решение от 25 сентября 2018 года N 195 "О рассмотрении предписания Министерства строительства и архитектуры Пермского края", согласно которому, принято решение об удовлетворении предписаний, в том числе, в части приведения положений Правил землепользования и застройки города Перми в соответствие требованиям действующего законодательства, в связи с чем рекомендовано Главе города Перми до 15 марта 2019 разработать и внести в Пермскую городскую Думу проекты решений Пермской городской Думы, в том числе о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, предусматривающие устранение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, изложенных в предписаниях Министерства строительства и архитектуры Пермского края от 07 сентября 2018 года N 35-03-35-8, от 11 сентября 2018 года N 35-03-35-8/1.
Указанное решение опубликовано 05 октября 2018 года в официальном печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 73.
Основываясь на указанном решении, Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми, являющимся функциональным органом администрации города Перми и осуществляющим функции органа местного самоуправления города Перми в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории города Перми, направлено в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми письмо от 23 апреля 2019 года N 059-22-01-20/3-1135, в котором Департамент предлагает внести изменения в Правила землепользования и застройки города Перми, а именно: утвердить карту градостроительного зонирования города Перми (статья 49) в новой редакции, а также установить новые подзоны.
В последующем, Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми вновь направлено в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми письмо от 07 мая 2019 года N 059-22-01-28/3-2, в котором Департамент указывает на необходимость внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, приведении установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования земельных участков территориальных зон в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", "малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1)"; "для индивидуального жилищного строительства (2.1)"; "блокированная жилая застройка (2.3)".
По результатам рассмотрения заявлений Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 23 апреля 2019 года N 059-22-01-20/3-1135, от 7 мая 2019 года N 059-22-01-28/3-2, комиссией по землепользованию и застройке города Перми рекомендовано внести изменения в Правила землепользования и застройки города Перми путем изменения карты градостроительного зонирования города Перми; приведения установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования земельных участков территориальных зон в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков": "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", "среднеэтажная жилая застройка (2.5)", "малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1)", "для индивидуального жилищного строительства (2.1)", "блокированная жилая застройка (2.3)"; изменения, определения размера коэффициента плотности застройки в территориальных зонах: обслуживания и деловой активности местного значения (Ц-2), многоэтажной жилой застройки 4 этажа и выше (Ж-1) и зоны среднеэтажной жилой застройки до 6 этажей.
В последующем, постановлением администрации города Перми от 21 мая 2019 года N 194 "О подготовке проекта решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143" одобрены рекомендации комиссии по землепользованию и застройке города Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми поручено обеспечить подготовку проекта решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143" с учетом рекомендации комиссии по землепользованию и застройке города Перми.
Данное постановление опубликовано 24 мая 2019 года в официальном печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 35.
Постановлением Главы города Перми от 10 сентября 2020 года N 159 принято решение о назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143".
Указанное постановление также опубликовано в официальном печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" от 15 сентября 2020 года за N 69.
25 июня 2019 года, 26 июня 2019 года, 27 июня 2019 года, 1 июля 2019 года, 2 июля 2019 года проведены собрания участников публичных слушаний по обсуждению проекта решения Пермской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми", по результатам которых составлены протоколы; а также протокол публичных слушаний от 1 августа 2019 года и заключение о результатах публичных слушаний.
19 августа 2019 года результаты публичных слушаний были рассмотрены на заседании комиссии по землепользованию и застройке города Перми.
Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано на официальном сайте муниципального образования "город Пермь" в информационно-коммуникационной сети Интернет www.gorodperm.ru.
Проанализировав доказательства по проведению публичных слушаний, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок их организации и проведения уполномоченным органом местного самоуправления был соблюден, права граждан на участие в градостроительной деятельности не нарушены.
При этом судом первой инстанции отмечено, что административный истец принимал участие в публичных слушаниях, высказывал замечания и предложения.
В последующем, Главой города Перми, с учетом результатов проведенных публичных слушаний, принято постановление "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143".
Письмом Главы города Перми от 19 августа 2019 года N 059-01-52/2-184 проект решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143" направлен в Пермскую городскую Думу.
Антикоррупционная экспертиза проекта решения проведена Управлением экспертизы и аналитики Пермской городской Думы в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", о чем составлено соответствующее заключение от 23 августа 2019 года N 01-01-06-2646.
Аналогичным образом подготовлено заключение контрольно-счетной палаты города Перми.
Пермская городская Дума, являясь представительным органом муниципального образования город Пермь, в ходе проведения 27 августа 2019 года тридцать четвертого заседания приняла оспариваемое в части решение большинством голосов депутатов, что соответствует положениям Устава города Перми.
На заседании представительного органа принято оспариваемое решение.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом обоснованно не установлено существенных нарушений положений нормативных правовых актов, регулирующих процедуру принятия оспариваемого решения.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.01.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно п.п. 36, 37 решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 года N 150 "О принятии Устава города Перми" в структуру местного самоуправления Пермского городского округа входит Дума, которая является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления города Перми.
До 01.01.2021 года к компетенции городской Думы относилось утверждение правил землепользования и застройки и внесение в них изменений. С 01.01.2021 года в соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 07.12.2020 N 603-ПК "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности, в том числе утверждения правил землепользования и застройки Пермского городского округа, а также внесения в них изменений переданы Правительству Пермского края.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В этой связи доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные в территориальной Ц-2, включенные в подзону в 6 этажей, принадлежат на праве собственности административному истцу ООО "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р".
Основным видом деятельности ООО "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" является деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика при строительстве жилых и нежилых зданий.
Указывая на то, что внесение изменений в Правила путем установления подзоны Ц-2 (в 6 этажей) с ограничением этажности одновременно по двум видам разрешенного использования земельных участков противоречит Правилам землепользования и застройки города Перми и федеральному законодательству и нарушают права застройщика по использованию земельного участка по основному виду разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6)", административный истец обратился в суд с административными исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка принятия, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, требований к форме и виду нормативных правовых актов, порядка опубликования и вступления в силу, а оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному и региональному законодательству и не нарушают прав административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.
Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, которыми предусмотрены наименования видов разрешенного использования земельного участка с кодом (числовым обозначением) вида разрешенного использования земельного участка: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6), среднеэтажная жилая застройка (2.5).
Оспариваемым в части решением предусмотрено приведение установленных градостроительными регламентами видов разрешенного использования в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)(2.6), среднеэтажная жилая застройка (2.5), "малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1); "для индивидуального жилищного строительства(2.1)"; "блокированная жилая застройка(2.3)".
Частью 2 статьи 38 ГрК РФ установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.
Оспариваемым решением внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Перми в части установления подзон с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по коэффициенту плотности застройки и высоты, в градостроительных регламентах территориальных зон установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по предельной высоте зданий, строений, в том числе в территориальной зоне обслуживания и деловой активности местного значения (Ц2).
В пределах территориальных зон согласно части 3 статьи 38 ГрК РФ могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, в состав которых могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов.
Как следует из положений пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - предельные параметры) являются частью ограничений, установленных градостроительным регламентом.
Проанализировав положения пунктов 8, 9 статьи 1, пункта 4 статьи 2, части 1 статьи 30, 35, 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильные выводы, что правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. При разработке правил землепользования и застройки региональный законодатель может учесть особенности той или иной территории путем установления дополнительных параметров.
Как верно отмечено судом первой инстанции, статья 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит норм, определяющих порядок закрепления данных параметров в законе субъекта Российской Федерации, то есть отсутствует требование об отображении границ территориальных зон в схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства, равно как не содержится норм, определяющих то, что в одной территориальной зоне должны быть установлены единые предельные параметры разрешенного строительства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые положения, в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливают в одной территориальной зоне несколько подзон, при этом виды разрешенного использования для обеих подзон одинаковы, а предельные параметры (высотность объекта капитального строительства) различны.
При установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье. Отнесение региональным законодателем территории к определенной территориальной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что установление подзоны Ц-2 (в 6 этажей) действующему законодательству не противоречит и прав административного истца не нарушает.
Административный истец не лишен права использовать земельные участки в соответствии с видами разрешенного использования и предельными параметрами разрешенного строительства, предусмотренными для зоны обслуживания и деловой активности местного значения (Ц2), следовательно оспариваемым решением каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующей оценки в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 3 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление N 3 Сатурн-Р" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.