Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа г. Тольятти "Школа N 75 имени И.А. Красюка" Гервасьевой Светланы Александровны на вступившие в законную силу постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2021 года и решение судьи Самарского областного суда от 15 апреля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа г. Тольятти "Школа N 75 имени И.А. Красюка",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2021 года, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа г. Тольятти "Школа N 75 имени И.А. Красюка" (далее - МБОУ г.о. Тольятти "Школа N 75", образовательное учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на шесть суток.
Решением судьи Самарского областного суда от 15 апреля 2021 года постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2021 года изменено. Назначенное наказание в виде административного приостановления деятельности изменено на административный штраф в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор образовательного учреждения Гервасьева С.Ю. просит отменить состоявшиеся судебные акты в отношении МБОУ г.о. Тольятти "Школа N 75" ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотрена частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 15 января 2021 года N 18-05/24 проведено обследование очага инфекционного (паразитарного) заболевания в МБОУ г.о. Тольятти "Школа N 75". При обследовании выявлены нарушения Санитарно-эпидемиологических требований при организации питания обучающихся. (л.д. 4, 5; л.д. 117-136).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения МБОУ "Школа N 75" к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о допущенных образовательным учреждением нарушениях требований пункта 2.4.6.2. СП 2.43468-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пунктов 2.7, 2.9 СанПин "данные изъяты" "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", а именно:
в столовой образовательного учреждения используется посуда со сколами, разделочная доска "мясо сырое" имеет механические повреждения (щели зазоры).
Однако с выводами судебных инстанций в части квалификации деяния указанного лица по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принятыми судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пунктам 2, 8 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: организацию питания обучающихся; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 3 части 4 этой статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Пунктом 2.4.6.2. вышеуказанного постановления предусмотрено, что помещения для приготовления и приема пищи, хранения пищевой продукции оборудуются технологическим, холодильным и моечным оборудованием, инвентарем в соответствии с гигиеническими нормативами, а также в целях соблюдения технологии приготовления блюд, режима обработки, условий хранения пищевой продукции.
Не допускается использование деформированной, с дефектами и механическими повреждениями кухонной и столовой посуды, инвентаря.
В рассматриваемом случае при проведении санитарного обследования выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей в таких организациях.
Статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой и устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статья 6.7 названного Кодекса является специальной нормой и предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм, содержащихся в статье 6.3 Кодекса, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Совершенное противоправное, виновное деяние, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, а именно к организации питания учащихся в общеобразовательном учреждении, влечет административную ответственность по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, деяние МБОУ г.о. Тольяти "Школа N 75" квалифицировано неправильно.
При рассмотрении дела судья Самарского областного суда установил, что назначенное наказание в виде приостановления деятельности образовательным учреждением не исполнено и изменил назначенное судьей Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области наказание в виде приостановления деятельности на административный штраф в размере 10 000 рублей.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Между тем, составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 6.3 и частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются.
Санкция части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного деяния с части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 6.7 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2021 года и решение судьи Самарского областного суда от 15 апреля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа г. Тольятти "Школа N 75 имени И.А. Красюка", подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа г. Тольятти "Школа N 75 имени И.А. Красюка" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 15 апреля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа г. Тольятти "Школа N 75 имени И.А. Красюка", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.