Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Доценко Виктора Алексеевича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 августа 2020 года N056/04/14.31-975/2020, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 марта 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 15 июня 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Природа" Доценко Виктора Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 августа 2020 года N056/04/14.31-975/2020, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 марта 2021 года, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью "Природа" (далее по тексту ООО "Природа", общество) Доценко Виктор Алексеевич (далее по тексту Доценко В.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 15 июня 2021 года постановление заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 августа 2020 года N056/04/14.31-975/2020 и решение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 марта 2021 года изменены, указана дата совершения административного правонарушения - 14 ноября 2019 года.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Доценко В.А. просит отменить состоявшие в отношении него судебные акты и постановление должностного лица.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, материалов проверки УФАС по данному административному делу и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) введен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта, как не соответствующих пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в частности, в виде создания препятствий доступу на товарный рынок, антимонопольному органу необходимо установить не только наличие у субъекта доминирующего положения на товарном рынке, но и наличие действий (бездействия) по ограничению доступа; доказательства (обоснование) того, что принимаемые доминирующим субъектом действия (бездействия) фактически ограничивают доступ на товарный рынок другому хозяйствующему субъекту.
Из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, во исполнение письма Федеральной антимонопольной службы России от 11 апреля 2019 года NИА/297991/19, в целях осуществления антимонопольного контроля Оренбургским УФАС России проведен мониторинг ситуации по обращению с ТКО в Оренбургской области.
По итогам проведенного правового анализа установлено следующее.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2016 года N682-п, зоной деятельности регионального оператора была определена вся территория Оренбургской области.
7 марта 2018 года на сайте torgi.gov.ru Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области размещено извещение N070318/4724037/01 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Оренбургской области.
Согласно протоколу N1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 17 апреля 2018 года на момент окончания срока подачи заявок поступила одна заявка от ООО "Природа", в соответствии с пунктом 34 раздела VI Правил конкурсного отбора, Конкурс признан несостоявшимся.
Согласно протоколу N2 от 19 апреля 2018 года рассмотрение заявки на участие в конкурсе заявка ООО "Природа" признана соответствующей требованиям документации о конкурсном отборе и постановлению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N881, в связи с чем ООО "Природа" признано единственным участником конкурса.
По результатам проведенного министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области 28 апреля 2018 года конкурсного отбора региональным оператором в Оренбургской области выбрано ООО "Природа".
ООО "Природа" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 28 апреля 2018 года с министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. На основании указанного соглашения ООО "Природа" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО. Согласно пункта 6.1 соглашение вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует в течении 10 лет.
В соответствии с соглашением региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению со дня введения единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 1 января 2019 года. Тариф на услуги по сбору ТКО регионального оператора утвержден 20 декабря 2018 года.
Потребителями услуг ООО "Природа" являются население и юридические лица на территории Оренбургской области.
На основании аналитического отчета по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в Оренбургской области от 3 июля 2019 года ООО "Природа" занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО на территории Оренбургской области в период времени с 20 декабря 2018 года по 30 июня 2019 года в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с положениями статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 N 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов включены в указанный перечень (ОКВЭД 38).
По итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru, а также на основании запроса информации от 22 апреля 2019 года N3666 Оренбургским УФАС России установлено, что ООО "Природа" в соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 3 ноября 2016 года N1133 проводились закупки N2100700001919000001, N210070000191900002, N2100700001919000003 (дата размещения извещений 17 января 2019 года) на оказание услуг по транспортировке ТКО по трем лотам. По результатам проведенных закупочных процедур аукционы признаны несостоявшимися. Однако обществом повторные конкурентные процедуры не проводились.
ООО "Природа" в материалы дела представлены письма министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (от 19 октября 2018 года N36/02-01-465, от 10 января 2019 года N36/02-01-5) о предварительном согласовании условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора.
Согласно представленной ООО "Природа" информации 29 декабря 2018 года, то есть до даты проведения ООО "Природа" конкурсных процедур, обществом заключены договоры на транспортирование ТКО с операторами, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, а именно: договор N1 от 29 декабря 2018 года на оказание услуг по транспортированию ТКО с ООО "САЯН" (срок действия договора с 1 января по 28 февраля 2019 года, дополнительными соглашениями срок действия продлен до 30 апреля 2019 года); договором N2 от 29 декабря 2018 года с ООО "Мечта" (сроком действия с 1 по 31 января 2019 года, дополнительными соглашениями срок действия договора продлен до 30 апреля 2019 года); договором N3 от 29 декабря 2018 года с ООО "Саночистка" (срок действия с 1 января по 31 декабря 2019 года); договором N4 от 29 декабря 2018 года с МУП МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области (срок действия договора до 28 февраля 2019 г, дополнительным соглашением срок действия договора продлен до 31 марта 2019 года); договор N10 от 29 декабря 2018 года с ООО "Управление коммунального хозяйства" (срок действия с 1 января по 28 февраля 2019 года, дополнительным соглашением срок действия продлен до 31 марта 2019 года); договор N11 от 29 декабря 2018 года с ООО "Хозбытсервис" (срок действия с 1 января по 31 марта 2019 года, дополнительным соглашением срок действия продлен до 30 апреля 2019 года); договор N14 от 29 декабря 2018 года с МУП "город Бугуруслан "Специальное автомобильное хозяйство" (сроком действия с 1 по 31 января 2019 года, дополнительным соглашением срок действия продлен до 30 апреля 2019 года).
Следовательно, заключение вышеуказанных договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов должно было осуществляться только по результатам проведения электронного аукциона.
Кроме того, пункт 13 Правил 1133 содержит указание, что организатор аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся может самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а судьями на основании анализа представленных доказательств сделан правильный вывод о наличии в действиях директора ООО "Природа" Доценко В.А. состава административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения директора общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 названного Кодекса.
Квалификация действий директора ООО "Природа" Доценко В.А. является правильной.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что должностным лицом были приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения или действовало в состоянии крайней необходимости, в материалы дела не представлены.
Довод жалобы, о двойном толковании словосочетания "самостоятельно обеспечить" транспортирования ТКО или проводить аукцион повторно, в случае признания аукциона не состоявшимся, суд вышестоящей инстанции расценивает как несостоятельный и как избранный заявителем способ защиты, чтобы избежать наступления административной ответственности.
Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Судами установлено, что антимонопольным органом доказан факт совершения заявителем действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, поэтому директор общества правомерно привлечен к административной ответственности.
Вместе с тем, вывод судьи областного суда о том, что в силу части 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дата совершения административного правонарушения определяется датой вступления в силу решения антимонопольного органа (14 ноября 2019 г.), является несостоятельным, поскольку в данной норме речь идет о порядке исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем внесенное им изменение в решение судьи районного суда и постановление должностного лица подлежит исключению из решения от 15 июня 2021 года.
При этом исходя из характера административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судьи областного суда о том, что днем выявления названного правонарушения, с которого начинает течь срока давности привлечения к административной ответственности, является день вынесения решения антимонопольного органа, так как данным решением установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении обществом антимонопольного законодательства и наличии признаков административного правонарушения.
Таким образом, оспариваемое постановление должностного лица УФАС по Оренбургской области от 13 августа 2020 года вынесено в пределах годичного срока давности.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок оценки доказательств судьями соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 августа 2020 года N056/04/14.31-975/2020, решение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 марта 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 15 июня 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Природа" Доценко Виктора Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из описательно-мотивировочной и резолютивной частей решения судьи Оренбургского областного суда от 15 июня 2021 года суждение о том, что датой совершения административного правонарушения является 14 ноября 2019 года.
В остальной части постановление заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 13 августа 2020 года N056/04/14.31-975/2020, решение судьи Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 марта 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 15 июня 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Природа" Доценко Виктора Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Природа" Доценко Виктора Алексеевича - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Копия верна
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.