Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Овчинникова Н.Е. на вступившие в законную силу постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 24 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Овчинникова Н.Е.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 24 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2021 года, Овчинников Н.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Овчинников Н.Е. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу постановления и решения, прекращении производства по делу, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Овчинникова Н.Е. к административной ответственности) нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и установлено судебными инстанциями, что 23 января 2021 года в 17 часов 00 минут Овчинников Н.Е. принял участие в публичном мероприятии, имеющем признаки шествия по маршруту ул. Баумана в сторону Казанского Кремля, проведение которого не было согласовано с органом исполнительной власти г. Казани, несмотря на требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном не согласованном публичном мероприятии не выполнил законные требования сотрудников полиции прекратить участие в проводимом публичном мероприятии и покинуть место его проведения, в нарушение статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Овчинникова Н.Е. квалифицированы по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судьи районного суда дело проверено судьей Верховного суда Республики Татарстан в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана объективная оценка доводам жалобы, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не соглашаясь с вынесенными в отношении него судебными актами, Овчинников Н.Е. в ходе рассмотрения данного дела и в поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе указывает на то, что он участия в публичном мероприятии не принимал, проходил мимо.
Доводам заявителя, указанным в жалобе, в том числе о недопустимости имеющихся в деле доказательств, нарушении права на защиту, нарушения принципа равноправия и состязательности сторон, дана правовая оценка, они являлись предметом рассмотрения судьи Верховного суда Республики Татарстан и получили надлежащую оценку, мотивы, по которым доводы признаны несостоятельными подробно приведены в решении и сомнений в своей обоснованности не вызывают.
О том, что Овчинников Н.Е. являлся участником публичного мероприятия, имеющего признаки шествия и допустил нарушение установленного порядка проведения такого публичного мероприятия, следует из рапортов сотрудников полиции, протокола об административном правонарушении, видеозаписи.
Так, факт участия Овчинников Н.Е. в публичном мероприятии подтверждаются рапортами заместителя командира мобильного взвода 1 роты ОБ ППСП УМВД России по г. Казани ФИО8, инспектора ОБ ППСП УМВД России по г. Казани ФИО9, согласно которым 23 января 2021 года были задержаны и доставлены в отдел полиции N 1 лица, в числе которых был Овчинникова Н.Е, которые не выполнили требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном не согласованном публичном мероприятии.
Оснований поставить под сомнения сведения, приведенные в рапортах, не установлено.
Требования сотрудников полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии и покинуть место его проведения являлись законными, поскольку данное публичное мероприятие проведено без предварительного направления уведомления о его проведении в компетентный орган местного самоуправления. Уведомлений о проведении 23 января 2021 года на территории г. Казани публичного мероприятия, имеющего признаки шествия, в исполнительный орган не поступало, что объективно подтверждается сообщением ИКМО г. Казани (л.д.21).
Вместе с тем необходимость предварительного направления такого уведомления закреплена статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия. Иначе органы публичной власти, не имея достоверного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишались бы реальной возможности исполнить возложенную на них статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что Овчинников Н.Е. являлся участником публичного мероприятия, до его сведения была доведена информация о том, что данное мероприятие в установленном порядке не санкционировано, в связи с чем необходимо отказаться от участия в данном мероприятии, однако последний отказался выполнить законные требования сотрудников полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии и покинуть место его проведения, продолжил участие в нем.
Учитывая изложенное выводы судебных инстанций об участии Овчинникова Н.Е. в публичном мероприятии и не выполнение им требований сотрудников полиции о прекращении участия в таком публичном мероприятии являются обоснованными.
То обстоятельство, что при рассмотрении дела по существу не были допрошены сотрудники полиции ФИО8, ФИО9. не может свидетельствовать о том, что по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, влекущие по своим правовым последствиям отмену судебных актов. Отсутствие указанных лиц не привело к нарушению требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем полном и объективном рассмотрении дела, не привело к нарушению прав Овчинникова Н.Е, поскольку последний с ходатайством, о допросе указанных лиц не обращался.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не содержащей правовых аргументов, свидетельствующих о незаконности обжалуемых актов, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения Овчинникова Н.Е. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 24 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Овчинникова Н.Е. оставить без изменения, а жалобу Овчинникова Н.Е. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.