Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" Илюхиной Ирины Альбертовны на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) N от 11 декабря 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 февраля 2021 года, решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Чувашской Республике N от 11 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 февраля 2021 года, решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" (далее - общество, ООО "ПК "ЧАЗ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" Илюхина Ирина Альбертовна просит отменить обжалуемы акты, ссылаясь на их незаконность и направить дело на новое рассмотрение.
ФИО9, ФИО10, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы на указанные выше акты, возражения в установленный срок не представили.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике с 25 августа 2020 года по 03 ноября 2020 года проведено расследование группового несчастного случая, происшедшего 20 августа 2020 года с электромонтерами по ремонту и обслуживанию электрооборудования ООО "ПК "ЧАЗ" ФИО11 и ФИО12.
По результатам расследования данного несчастного случая 03 ноября 2020 года комиссией под председательством Государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике ФИО13 был составлен акт о расследовании группового несчастного случая, в котором отражены выявленные нарушения.
В ходе расследования данного несчастного случая административным органом были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами, а именно, ООО "ПК "ЧАЗ" не соблюдало (нарушило) государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 33, 37 Типового положения о системе управления охраной, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 428н; пунктами 1.3, 4.1, 5.2, 5.3, 5.14 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24 июля 2013 года N 328н; пунктами 1.2.2, 1.6.1, 1.6.2, 1.6.7, 1.7.1, 1.7.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6; пунктом 2.7 ГОСТ 18410-73 "Кабели силовые с пропитанной бумажной изоляцией. Технические условия" от 01 января 1975 года, пунктом 2.3.120 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года N 204, что послужило основанием составления 10 декабря 2020 года должностным лицом в отношении общества протокола об административном правонарушении (л.д. 15-22, 53-56) и вынесения 11 декабря 2020 года постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8-14).
Судья районного суда и судья Верховного суда Чувашской Республики согласились с выводами должностного лица.
Вынесенные по делу акты обоснованным признать нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку указанный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как следует из материалов дела, 10 декабря 2020 года должностным лицом в отношении ООО "ПК "ЧАЗ" составлен протокол N по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в присутствии защитника ООО "ПК "ЧАЗ" Илюхиной И.А, действовавшей на основании общей доверенности (л.д. 6). Копия протокола вручена защитнику общества Илюхиной И.А. Определением должностного лица N от 10 декабря 2020 года рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09 час. 30 мин. 11 декабря 2020 года. Данное определение и извещение юридического лица о времени и месте рассмотрения административного дела получены защитником общества Илюхиной И.А. В доверенности общество не уполномочивало Илюхину И.А. на получение корреспонденции.
11 декабря 2020 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ПК "ЧАЗ" рассмотрено должностным лицом Государственной инспекции труда в Чувашской Республике по существу с участием защитника Илюхиной И.А, действующей на основании общей доверенности в интересах ООО "ПК "ЧАЗ", в отсутствие законного представителя общества.
Каких-либо сведений об извещении законного представителя юридического лица - ООО "ПК "ЧАЗ", способами, указанными в части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о рассмотрении дела об административном правонарушении 11 декабря 2020 года в материалах дела не имеется.
Вместе с тем исходя из положений части 2 и 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у должностного лица административного органа имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В нарушение приведенных выше требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо Государственной инспекции труда в Чувашской Республике не предприняло мер для надлежащего заблаговременного извещения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 11 декабря 2020 года.
Участие в рассмотрении дела защитника Илюхиной И.А, на основании общей доверенности, не свидетельствует о соблюдении должностным лицом права законного представителя ООО "ПК "ЧАЗ" на защиту, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их нормативном единстве с частью 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, извещение защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не освобождает должностное лицо, суд, рассматривающий дело от обязанности извещения самого лица, в отношении которого ведется производство по данному делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае должностным лицом административного органа не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что повлекло нарушение его права на судебную защиту, в связи с ненадлежащим извещением о рассмотрении дела, что является существенным нарушением процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях.
Между тем указанные обстоятельства судьей районного суда и судьей Верховного суда Чувашской Республики при обжаловании постановления должностного лица были оставлены без внимания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) N от 11 декабря 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 февраля 2021 года, решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
На момент рассмотрения Шестым кассационным судом общей юрисдикции жалобы, срок давности привлечения общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Поскольку на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы защитника общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" Илюхиной Ирины Альбертовны срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" Илюхиной Ирины Альбертовны удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (по охране труда) N от 11 декабря 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 февраля 2021 года, решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 06 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чебоксарский агрегатный завод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.