Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 9 июля 2021 года кассационную жалобу Козенцева А.А. на решение Центрального районного суда города Оренбурга от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2021 года по административному делу N 2а-4132/2020 по административному исковому заявлению Козенцева А.А. об оспаривании решений Министерства социального развития Оренбургской области и администрации города Оренбурга.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца Примачевой Л.Е, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козенцев А.А. с 16 ноября 1989 года состоял в администрации города Оренбурга (далее - Администрация) на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 120, том 1).
Распоряжением Министерства социального развития Оренбургской области от 27 июля 2020 года N 1415 Козенцеву А.А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья, Козенцев А.А. исключен из областного реестра ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (л.д. 148, том 1).
Постановлением Администрации от 2 сентября 2020 года N 1309-п Козенцев А.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой основания, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало право на получение жилого помещения по договору социального найма - обеспечен жилой площадью (л.д. 43, том 1).
Не согласившись с указанными решениями, Козенцев А.А. оспорил их в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 10 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Козенцев А.А. просит об отмене судебных актов, приводя доводы о неверном толковании судами норм материального права, полагая, что обеспеченность жилой площадью должна рассчитываться с учетом нуждаемости его бывшей супруги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (часть 2).
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно пункту 2 части 1 вышеприведенной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Поскольку Козенцев А.А. поставлен на учет по улучшению жилищных условий в 1989 году (то есть до 1 марта 2005 года), согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" он мог быть снят с соответствующего учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в связи с утратой оснований, которые ранее (до 1 марта 2005 года) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Козенцев А.А. 11 июня 2020 года стал собственником жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 13, 6 квадратных метров (л.д. 115, том 1), в связи с чем его обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи стала более учетной нормы (9, 5 квадратных метров), в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для снятия административного истца с жилищного учета.
Доводы автора кассационной жалобы, которые сводятся к том, что при определении нормы обеспеченности жилым помещением не учтена бывшая супруга административного истца Козенцева Т.В. (брак с которой расторгнут в 1997 году), являлись предметом исследования судебных инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Так, судами правильно установлено, что Козенцева Т.В. в настоящее время не является членом семьи административного истца. При этом нуждаемость Козенцева А.А. в улучшении жилищных условий производна от обеспеченности общей площадью жилого помещения административного истца и членов его семьи и не зависит от права кого-либо на бессрочное проживание в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении.
Указанный вывод согласуется с вышеприведенным правовым регулированием, установленным в пункте 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим порядок определения уровня обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения.
Аргументы кассационной жалобы, по сути, выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Оренбурга от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Козенцева А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 28 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.