Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К. и Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 г..и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2021 г..по административному делу N 3а-1/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 и коллективному административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО130, ФИО131 к Правительству Ставропольского края о признании недействующим в части постановления Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г..N 276-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" и постановления Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г..N 38-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г..N 249-п
"О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительства Ставропольского края Мироновой Ю.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
28 июня 2016 г. Правительством Ставропольского края издано постановление N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", которым утверждены положение о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский" и его границы (далее также - постановление N 249-п), данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. N 276-п (далее также - постановление N 276-п) в постановление N 249-п (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2018 г. N 154-п) внесены изменения в части площади и границы государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", данный документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
30 января 2020 г. Правительством Ставропольского края принято постановление N 38-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" (далее также - постановление N 38-п), которым внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", исключено указание о том, что заказник состоит из 9 участков, площадь заказника установлена в размере - 10386, 86 гектаров, постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Зенина И.В. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просила признать не действующим постановление N 276-п в части, а именно: пункт 1.2. абзац 1 изменений: "3. Общая площадь заказника составляет 10400, 18 гектара, в том числе: пункт 1.2. абзац 4 "площадь участка N 3 заказника - 2485, 09 га"; пункт 1.2. абзац 4 "площадь участка N 4 заказника - 1542, 97 га". Участок N 3, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" в части: 376; 375; 374; 369; 368; 365; 363; 357; 359; 352; 343; 342; 340; 337; 323; 971; 985; 774; 766; 966; 962; 958; 950. Участок N 4, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" в части: 1260; 1005; 1003; 1000; 999; 996; 994, в обоснование требований ссылаясь на то, что оспариваемое постановление N 276-п противоречит положениям Федеральных законов от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которыми не предусмотрено упразднение, изменение границ, в результате которых исключаются территории, ранее входящие в состав особо охраняемых природных территорий или изъятие части особо охраняемых природных территорий регионального значения. Исключение оспариваемым постановлением территории, ранее входившей в состав особо охраняемой природной территории, затрагивает права административного истца на благоприятную окружающую среду.
Определением Ставропольского краевого суда от 25 ноября 2019 г. административное дело по административному иску Зениной И.В. объединено в одно производство с административным делом по коллективному иску, по которому административные истцы просили о признании недействующим полностью со дня принятия постановление Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г. N 38-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", как не соответствующее закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2021 г, заявленные требования удовлетворены.
Судом признаны не действующими со дня принятия:
- постановление Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. N 276-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" в части, а именно:
- пункт 1.2. абзац 1 изменений: "3. Общая площадь заказника составляет 10400, 18 гектара, в том числе:
- пункт 1.2. абзац 4 "площадь участка N 3 заказника - 2485, 09 га";
- пункт 1.2. абзац 4 "площадь участка N 4 заказника - 1542, 97 га".
Участок N 3, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" в части: 376; 375; 374; 369; 368; 365; 363; 357; 359; 352; 343; 342; 340; 337; 323; 971; 985; 774; 766; 966; 962; 958; 950.
Участок N 4, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" в части: 1260; 1005; 1003; 1000; 999; 996; 994";
- постановление Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г. N 38-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский".
В кассационной жалобе, поданной через Ставропольский краевой суд 5 августа 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13 августа 2021 г, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Ставропольского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительства Ставропольского края Мироновой Ю.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
При разрешении дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в установленном порядке уполномоченным органом, с соблюдением порядка их принятия и опубликования.
Проверяя соответствие оспариваемых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды верно исходили из следующего.
В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее также - Закон об особо охраняемых природных территориях).
Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункты 1, 3 статьи 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Согласно пункту 2 статьи 23 названного закона создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 данного закона.
В Ставропольском крае отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого местного значения регулируются Законом Ставропольского края от 6 мая 2014 г. N 33-кз "Об особо охраняемых природных территориях" (далее также - Закон N 33-кз), создание особо охраняемых природных территорий краевого значения, утверждение границ таких территорий осуществляется Правительством Ставропольского края в устанавливаемом им порядке в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 4 Закона N 33-кз).
Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 г. N 280-п (далее также - Порядок).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п создан государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский" (далее также - Заказник) на территории Минераловодского района, Предгорного района, города-курорта Железноводска, города Лермонтова, города-курорта Пятигорска Ставропольского края; утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский" (далее также - Положение), согласно которому Заказник включает в себя земли лесного фонда в лесных кварталах, состоит из 6 участков, общей площадью - 10276, 26 га. Площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории заказника составляет - 1982, 95 га, площадь земель населенных пунктов - 4772, 14 га, площадь земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения - 5, 76 га, площадь земель лесного фонда - 3515, 41 га.
Этим же Положением установлены Границы государственного природного Заказника краевого значения "Бештаугорский" с указанием координат характерных точек границы по каждому из 6 участков.
Частью 8 статьи 4 Закона N 33-кз, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, устанавливались случаи, когда особо охраняемые природные территории краевого значения могли утратить свой правовой статус, одним из которых являлась утрата природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения.
Исключение из состава особо охраняемой природной территории краевого значения части территории в связи с утратой природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, для охраны которых была создана особо охраняемая природная территория краевого значения, является основанием для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения (пункт 4.1, подпункт 3 пункта 4.3 прим.1 Порядка).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. N 276-п внесены изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2018 г. N 154-п) в части изменения площади и границы государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", в соответствии с которым из площади Заказника исключена территория общей площадью 299, 24 га и включена другая территория общей площадью 423, 16 га, что привело в целом к увеличению площади заказника на 123, 9 га. Общая площадь заказника составила - 10400, 18 гектаров, вместо 6 участков заказника сформировано 9 участков.
30 января 2020 г. Правительством Ставропольского края принято постановление N 38-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. N 249-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", которым внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", исключено указание о том, что заказник состоит из 9 участков, площадь заказника установлена в размере - 10386, 86 гектаров без земельного участка особо охраняемой природной территории, исключенной из Заказника постановлением N 276-п.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, установив, что изменение площади и границ государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" привело к изменению режима особой охраны части территории Заказника, в отношении которой оспариваемыми постановлениями утверждены изменения, суды исходя из особого природоохранного, рекреационного, оздоровительного значения Заказника пришли к правильному выводу о том, что исключение оспариваемыми нормативными правовыми актами территории, ранее входившей в состав особо охраняемой природной территории, повлечет за собой снятие режима ее особой охраны, ограничений хозяйственной деятельности, что создаст угрозу сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов и что затрагивает права административных истцов на благоприятную окружающую среду. Кроме того, как верно указал суд апелляционной инстанции, в нарушение норм пункта 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях проекты оспариваемых постановлений Правительства Ставропольского края утверждены без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, что является существенным нарушением порядка принятия указанных нормативных правовых актов.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с указанным выводом судов первой и апелляционной инстанций, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела и в апелляционной жалобе, которым в оспариваемых судебных актах дана подробная и мотивированная оценка.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах материального права, проанализированных в обжалуемых судебных актах, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.