Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г. по административному делу N 3а-1/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере, равном их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Погожева М.П. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, по состоянию на 24 января 2018 г. в размере "данные изъяты" руб. и с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, по состоянию на 16 ноября 2015 г. в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований указала, что установленная кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке от 19 декабря 2019 г. N и N, выполненных ИП Трофимовым А.С, в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб, нарушает ее права собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г, административный иск удовлетворен. Установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 24 января 2018 г. в размере "данные изъяты" руб, с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 16 ноября 2015 г. в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поданной через Ставропольский краевой суд 12 августа 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20 августа 2021 г, администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края просит отменить указанные судебные акты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Погожева М.П. является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, и с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости установлена ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 24 января 2018 г. в размере "данные изъяты"24 и с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 16 ноября 2015 г. в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований административный истец представил отчеты об оценке от 19 декабря 2019 г. N и N, выполненные ИП Трофимовым А.С, согласно которым рыночная стоимость указанных объектов на дату определения кадастровой стоимости соответственно в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости определением от 27 января 2020 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, которая поручена Научно-образовательному центру судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Кавказский федеральный университет".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 25 марта 2020 г. N рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 24 января 2018 г. составила N руб, с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 16 ноября 2015 г. составила "данные изъяты" руб.
В целях правильного разрешения дела определением Ставропольского краевого суда от 10 июля 2020 г. назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью Оценочная Компания "Эксперт".
Согласно заключению эксперта данного учреждения от 27 августа 2020 г. N рыночная стоимость вышеуказанных объектов составила соответственно в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обоснованно установили кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 24 января 2018 г. в размере "данные изъяты" руб, с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 16 ноября 2015 г. в размере "данные изъяты" руб, определенной в заключении эксперта ООО Оценочная Компания "Эксперт" от 10 марта 2020 г. N.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названных объектов недвижимости.
Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в жалобе доводы относительно несогласия с результатом повторной судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности применения сравнительного и доходного подходов к определению рыночной стоимости объектов недвижимости, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.