Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Камышовой Т.В.
судей Климовой В.В, Черчага С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-21/2021 по иску ФИО1 к ГУ-УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу "адрес" (межрайонное) о назначении пенсии, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Благодарненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В,
УСТАНОВИЛА:
указанными судебными постановлениями частично удовлетворены требования иска ФИО1 к ГУ-УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу "адрес" (межрайонное) о назначении пенсии
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований иска, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Выслушав ФИО1, поддержавшую доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, усмотрев возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, на основании статьи 167, части 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации, проверив материалы дела и законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 ГПК Российской Федерации), Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом первой и апелляционной инстанции.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ). Одним из видов страховых пенсий является страховая пенсия по старости.
На основании п. 3 ст. 36 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая требования иска о включении в специальный стаж ФИО1 периода её учебы в одногодичном педагогическом классе при средней общеобразовательной школе N "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд не согласился с решением Пенсионного фонда в указанной части и принял во внимание, что в соответствии с действующим правовым регулированием, в страховой, стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании чего пришел к выводу, что период учебы истицы в одногодичном классе педагогическом классе при СОШ N "адрес" является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая требования о включении в специальный стаж праздничных дней ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ и, отказывая в их удовлетворении, суд указал на то, что указанные праздничные дни установлены нормативно - правовым актом на уровне субъекта Российской Федерации Ставропольского края и не могут иметь приоритет над федеральным законодательством, не предусматривающим возможность включения указанных праздников в специальный педагогический стаж для досрочного назначения пенсии.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный трудовой стаж период карантина в связи с ОРВИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходил из того, что ФИО1 не испытывала вредного воздействия на свой организм в связи с выполняемой ею работой, как и в ситуации с закрытием детского сада на ремонт.
Удовлетворяя требования об установлении юридического факта принадлежности ФИО1 удостоверения N, выданного ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N; приказов директора по личному составу за 1989-1992 годы в Архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N о периоде работы в должности воспитателя в детском саду РТП "Новоселицкое" с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, суд указал на то, что данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периодов работы ФИО1 воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ во время проведения ремонтных работ в МДОУ "Детский сад N суд исходил из отсутствия тождественности выполняемых ФИО1 работ в указанные периоды, тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции находит, что постановления суда первой и апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении иска принято с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Так, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ с целью досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
В силу п. 9 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 516, при переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.
Как следует из материалов дела, истица на периоды ремонта осуществляла иные не свойственные ей трудовые функции, в той же организации по производственной необходимости. Указанные периоды не превышали месяца в течение года. При таких обстоятельствах периоды ремонта и приостановления приема детей в ДДОУ подлежало включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вне зависимости от данных, отраженных работодателем в сведениях об индивидуальном (персонифицированном) учете по спорный периодам.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период введения карантина в связи с ОРВИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд не принял во внимание п.5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников образовательного учреждения, которые в это время привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных разделом IV Положения, регулирующим режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период (п.5.2 Положения). Аналогичные положения содержит приказ Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Отказывая истцу во включении в льготный стаж праздничных дней ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ суд исходил из того, что нерабочие праздничные дни "Радоница" не являются общегосударственными, поименованными в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Между тем, судом не учтено следующее.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прямого указания о порядке включения в "специальный" стаж праздничных дней в Правилах нет. На практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьей 112 Трудового кодекса РФ. При этом в статье 5 Трудового кодекса РФ указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права. Статья 6 Трудового кодекса РФ, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов РФ, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом (Постановление Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 20-ПВ11).
Согласно ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60-кз "Об объявлении в "адрес" нерабочим (праздничным) днем Дня поминовения усопших (Радоницы) в целях содействия сохранению традиций духовной культуры граждан и в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" объявлен нерабочим праздничным днем на территории "адрес" день поминовения усопших (Радоницы), согласно приложению к настоящему Закону.
При указанных обстоятельствах, выводы суда о том, что спорные периоды нерабочих (праздничных) дней, устанавливаемых органами государственной власти "адрес", не подлежали включению в специальный стаж истца, ошибочны.
Далее, отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж ДД.ММ.ГГГГ как праздничного, судом не было принято во внимание Распоряжение губернатора "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О некоторых мерах по организации в "адрес" рабочего времени в декабре 2019 года", согласно которому ДД.ММ.ГГГГ объявлен выходным днем с привлечением работников к работе в выходной день - субботу, ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, то обстоятельство, что в Правилах исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости прямо не допускается возможность включения в специальный стаж периодов региональных нерабочих праздничных дней, не является основанием для исключения указанных дней из стажа.
Таким образом, разрешая указанное требование о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ, суду следовало проверить привлекалась ли ФИО1 к работе ДД.ММ.ГГГГ, а также сохранялась ли за указанный период за работником средняя заработная плата, с которой начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не устранил неполноту судебного постановления суда первой инстанции.
Поскольку имеющие значение для дела фактические обстоятельства судами в полном объеме не установлены, а для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует установить все значимые для настоящего спора обстоятельства, дать им надлежащую правовую оценку, при необходимости запросить и исследовать дополнительные доказательства и по результатам вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 20.04.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.