Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Попова Д.В, Чеботаревой В.А. на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 6 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Попова Д.В, Чеботаревой В.А. к администрации городского округа г. Воронеж о признании постановления недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, объяснения представителя административных истцов - ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в г. Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попов Д.В, Чеботарева В.А. обратились в суд с иском с административным иском к администрации городского округа город Воронеж, в котором с учетом уточнений просили признать недействующим постановление администрации городского округа город Воронеж от 06 августа 2013 года N 710 "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона, прилегающего к ул. Ростовская - Менделеева в городском округе город Воронеж" в части прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером N, площадью 1548 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Попову Д.В. и Чеботаревой В.А.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются совладельцами земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 548 кв.м, по адресу: "адрес". Оспариваемым постановлением установлены красные линии, в том числе проходящая через спорный земельный участок, чем нарушаются права административных истцов на пользование, владение и распоряжение земельным участком, кроме того, красные линии установлены без учета строений, которые находятся на земельном участке. Постановление в указанной части противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 6 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 июля 2021 года Поповым Д.В, Чеботаревой В.А. через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение.
Доводы кассационной жалобы повторяют основания административного иска и доводы апелляционной жалобы, указывая также на то, что судебными инстанциями дана неверная оценка факту прохождения красных линий по земельному участку заявителей; оспаривается вывод суда о том, что на момент разрешения вопроса утверждения оспариваемых красных линий земельный участок находился в собственности административного ответчика; по существу установлением красных линий администрация распорядилась земельным участком заявителей, что нарушает права собственников.
От прокуратуры Воронежской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административных истцов, возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06 марта 2013 года N 209 "О назначении публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона, прилегающего к ул. Ростовская - ул. Менделеева в городском округе город Воронеж" назначены публичные слушания на 19 апреля 2013 года, по результатам которых принято заключение от 24 апреля 2013 года, что подготовленный проект был доведен до заинтересованных лиц и обсужден. При проведении публичных слушаний присутствующие высказали положительное мнение по обсуждаемому вопросу. Перед публичными слушаниями постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05 мая 2011 года N 398 было принято решение "О подготовке проекта планировки территории микрорайона, прилегающего к ул. Ростовская - ул. Менделеева в городском округе город Воронеж". Постановление опубликовано в газете "Берег" от 06 мая 2011 года N 47.
При подготовке проекта было разработано положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории микрорайона, прилегающего к ул. Ростовская - ул. Менделеева в городском округе город Воронеж, выполнен чертеж планировки территории.
В пояснительной записке указано, что постановление подготовлено в целях реализации Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19 декабря 2008 года N422-II. Целями подготовки проекта являются обеспечение устойчивого развития территории, выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установление параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки последующих стадий архитектурно - строительного планирования и строительства отдельных объектов. Архитектурное решение по планировке территории микрорайона согласовано заключением управления главного архитектора N 16 от 21 ноября 2012 года. Документация рекомендована для согласования в установленном порядке.
Согласно пункту 3 постановления администрации городского округа город Воронеж от 05 мая 2011 года N 398, физическим и юридическим лицам было предложено представить в управление главного архитектора департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Воронеж предложения о порядке, сроках подготовки и содержания проекта планировки территории микрорайона, прилегающего к ул. Ростовская - ул. Менделеева в городском округе город Воронеж. Указанные предложения в управление главного архитектора не поступали. МКП "Управление главного архитектора" были подготовлены материалы по обоснованию проекта планировки территории. Постановление администрации городского округа город Воронеж N 710 от 06 августа 2013 года "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона, прилегающего к ул. Ростовская - Менделеева в городском округе город Воронеж" опубликовано согласно порядку опубликования муниципальных нормативных актов в газете "Берег" N 84 от 08 августа 2013 года.
Решением Воронежской городской Думы от 19 декабря 2008 года N 422-П утвержден Генеральный план городского округа город Воронеж, в котором указано, что территориальное планирование юродского округа город Воронеж осуществляется посредством подготовки, утверждения и реализации Генерального плана городского округа город Воронеж и внесения в него изменений в установленном порядке. Генеральный план городского округа город Воронеж разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными и областными законами. Уставом городского округа город Воронеж. Проектные решения Генерального плана на расчетный срок являются основанием для подготовки правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, документов по планировке территорий, принятия решений по резервированию земельных участков для муниципальных нужд, а также для подготовки и утверждения местных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при разработке правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж. Проектные решения Генерального плана на перспективу являются основанием для планирования развития крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктур на прогнозируемый период.
Также судом по делу установлено, что в период принятия оспариваемого нормативного акта земельный участок по адресу: "адрес" и нежилые помещения, расположенные на нем, относились к муниципальной собственности.
Индивидуальный предприниматель Попов Д.В. стал собственником этого земельного участка, общей площадью 1548 кв.м, в результате заключения договора купли-продажи нежилого помещения от 29 июля 2013 года N N по результатам аукциона (протокол N 1 от 09 июля 2013 года). На момент приобретения на земельном участке располагались нежилые помещение - склад, уборная, дымовая труба.
Чеботарева В.А. стала собственником 14 доли этого земельного участка на основании договора купли-продажи от 28 октября 2019 года, в период рассмотрения административного иска в районном суде.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 6 августа 2013 года N 710 утвержден проект планировки территории микрорайона, прилегающего Ростовская - ул. Менделеева в городском округе город Воронеж.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, тогда как административный истцы не доказали наличие красной линии на их земельном участке, общей площадью 1548 кв.м, что указывает на отсутствие нарушений их прав и законных интересов, красные линии в оспариваемой части утверждены в указанный период с учетом существующих объектов недвижимости, принадлежащих на тот момент муниципальному органу исполнительной власти.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, поскольку не установлен факт несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, постановление принято уполномоченным органом и в установленном порядке опубликовано, указанным постановлением нарушений прав и законных интересов административных истцов не установлено.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано на то, что административными истцами не представлено доказательств в подтверждение того, что утвержденный проект планировки территории, в котором утверждены "красные линии" нарушает их права и законные интересы как собственников земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, по следующим основаниям.
Относимых и допустимых доказательств того, что утвержденный постановлением от 06 августа 2013 года N 710 проект планировки территории, в части установления красной линии нарушает права и законные интересы административных истцов не представлено, поскольку отсутствуют доказательств, подтверждающие, что красная линия проходит по границам земельного участка площадью 1548 кв.м, с кадастровым номером 36:34:0307023:11 а не площадь 1948 кв.м.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 утверждена инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (далее - инструкция РДС 30-201-98), которой установлены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Указанная инструкция предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (пункт 1).
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150 (далее - инструкция N 150), в силу пункта 1 которой, данная инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Положениями инструкции N 150 предусмотрено, что проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землеустройства и застройки (пункт 2 статьи 3.2.1). На схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи (пункт 5 статьи 3.2.1). На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (пункт 6 статьи 3.2.1). На плане красных линий (основном чертеже) должны быть отражены перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства архитектурно-планировочному и объемно пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1).
План современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки (пункт 4 статьи 3.2.1 инструкции N 150). Однако это не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
В тоже время, установление красных линий основано на Генеральном плане муниципального образования, утвержденном в установленном порядке, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий.
При этом, генеральный план не допускает иное проектное предложение по проектируемым в настоящем проекте красным линиям, исключающее нанесение красных линий на земельные участки, принадлежащие административному истцу.
Положения градостроительного законодательства Российской Федерации не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке и межеванию территории, в том числе применительно к установленным красным линиям, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки (объекты капитального строительства) в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки
Целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры
Поэтому действующее земельное и градостроительное законодательство Российской Федерации не содержит императивных требований учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий
Согласно обстоятельствам административного дела, оспариваемые положения нормативного правового акта на момент приобретения права собственности на земельный участок заявителями были на стадии завершения процедуры принятия в связи с чем соответствующие доводы кассационной жалобы несостоятельны.
Суды также, признавая отсутствие обстоятельств, препятствующих собственникам воспользоваться своими правомочиями в отношении спорного земельного участка, исходили из того, что собственники в период действия оспариваемого норм нормативного правового акта неоднократно осуществляли такие правомочия путем купли-продажи объектов собственности.
Судами обоснованно отвергнуты доводы заявителей о том, что прохождение красных линий влечет для них прекращение права собственности на имущество за пределами красных линий, за отсутствием таких последствий. Доказательств ограничения прав собственности в этой связи судам не предоставлено. Наличие на спорном участке строения, признанного решением арбитражного суда самовольным, не свидетельствует о нарушении прав заявителей оспариваемым актом.
Согласно положениям статьи 43 ГрК РФ для обособления существующих и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических и (или) юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, которые выступают в качестве регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения.
Ссылка судов на непредоставление заявителями доказательств пересечения земельного участка красными линиями установленным оспариваемым актом не повлекло вынесение незаконных судебных актов, так как судами требования заявителей рассмотрены по существу их доводов.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами в целом правильно определены значимые для правильного разрешения дела обстоятельства и правильно применен закон.
С учетом указанных обстоятельств, доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию административных истцов в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Попова Д.В, Чеботаревой В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.