N 88-16496/2021
N 2-39/2010
г. Саратов 14 июля 2021 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Сапрыкиной Е.В, рассмотрев без проведения судебного заседания гражданское дело по заявлению Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия об изменении способа и порядка исполнения решения суда по иску Ворожейкиной ФИО6 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы капитализированных платежей в возмещении вреда, причиненного здоровья
по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 февраля 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия от 29 апреля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Ворожейкина М.Н. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы капитализированных платежей в возмещении вреда, причиненного здоровья.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2010 года исковые требования Ворожейкиной М.Н. удовлетворены, за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ворожейкиной М.Н. взыскана неполученная сумма капитализированных платежей в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 12 февраля 2007 года по 31 марта 2010 года в размере 228 345, 76 руб, ежемесячная сумма в возмещения вреда, причиненного здоровью, начиная с 1 апреля 2010 года в размере 7 320, 78 руб, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Решение вступило в законную силу 26 марта 2010 года и 29 марта 2010 года взыскателю Ворожейкиной М.Н. выдан исполнительный лист для предъявления к исполнению, который находится на исполнении в Управлении Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - УФК по РМ).
8 июня 2010 года Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия обратилось в суд с заявлением о разъяснении решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2010 года в части срока, до которого необходимо выплачивать взыскиваемую ежемесячную сумму.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 июня 2010 года разъяснено, что решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2010 года о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ворожейкиной М.Н. ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 1 апреля 2010 года в размере 7 320, 78 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке, до определения Правительством Российской Федерации органа, уполномоченного производить соответствующую выплату.
Определениями Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2012 года и от 15 марта 2016 года удовлетворены заявления Ворожейкиной М.Н. об индексации сумм, присужденных указанным решением.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Мордовия от 29 апреля 2021 года, заявление удовлетворено, изменен способ и порядок исполнения решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2010 года по гражданскому делу по иску Ворожейкиной М.Н. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы капитализированных платежей в возмещение вреда, причиненного здоровью, в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ворожейкиной М.Н. ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 1 апреля 2010 года в размере 7 320, 78 руб, с последующей индексацией в установленном законом порядке, заменив Министерство финансов Российской Федерации на Фонд социального страхования Российской Федерации, как орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации с 1 января 2020 года.
В поданной кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле, с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении заявления по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
В соответствии с положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации (пункт 1). Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2020 года (пункт 5).
В соответствии с пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Разрешая спор, и удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении порядка исполнения решения, суд первой инстанции установилпереход обязательств по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду социального страхования Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Довод кассационной жалобы, что при разрешении заявления суд не исследовал сведения о размере исполненных и не исполненных обязательств по выплате капитализированных повременных платежей Ворожейкиной М.Н, не может являться основанием для отмены судебных актов, так как пунктом 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872, предусмотрено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Кроме того, с одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта.
Изложенные заявителем в кассационной жалобе доводы, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 февраля 2021 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Мордовия от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Е.В. Сапрыкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.