Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Юдиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 2 августа 2021 года гражданское дело по иску Курпеева А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" о возложении обязанности осуществить перерасчет выслуги лет, произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Курпеев А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" о возложении обязанности осуществить перерасчет выслуги лет, произвести перерасчет пенсии.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Курпеева А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 мая 2021 года решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 года в части отказа в удовлетворении требований Курпеева А.В. о возложении обязанности осуществить перерасчет выслуги лет за период с 1 января 2001 года по 10 апреля 2004 года, с 9 октября 2004 года по 31 августа 2008 года, с 26 января 2009 года по 21 мая 2009 года отменено. В отмененной части постановлено новое решение, которым на Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" возложена обязанность осуществить перерасчет выслуги лет Курпеева А.В. за период с 1 января 2001 года по 10 апреля 2004 года, с 10 октября 2004 года по 31 августа 2008 года, с 27 января 2009 года по 21 мая 2009 года из расчета один месяц службы за полтора месяца. На Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Курпеева А.В. за выслугу лет с 13 мая 2020 года. В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 мая 2021 года отменить, принять новое решение, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 28 декабря 1999 года Курпеев А.В. проходил службу в органах внутренних дел.
На основании приказа от 12 мая 2020 года Курпеев А.В. уволен в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 81 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В соответствии с выпиской из приказа МУ МВД России "Балашихинское" от 12 мая 2020 года N 178 л/с с учетом приказа от 4 августа 2020 года N 341 л/с, выслуга лет истца составила в календарном исчислении 22 года 4 месяца 13 дней, в льготном исчислении 22 года 10 месяцев 28 дней.
В период с 28 декабря 1999 года по 21 мая 2009 года Курпеев А.В. проходил службу в органах внутренних дел в качестве стажера по должности милиционера-конвоира, в должностях милиционера-конвоира отдельного батальона службы милиции при УВД Оренбургской области, командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД г. Оренбурга, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД города Оренбурга, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД по муниципальному образованию город Оренбург.
Из ответа МУ МВД России "Оренбургское" от 13 апреля 2021 года следует, что отдельный батальон конвойной службы милиции при УВД города Оренбурга переименован в отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД по МО города Оренбург приказом УВД Оренбургской области от 10 августа 2004 года N 457 в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании приказа УВД по Оренбургской области от 31 июля 2009 года N 393 "Об организационно-штатных мероприятиях" ОБОКПО при УВД по МО город Оренбург переименован в ОБОКПО УВД по городу Оренбургу.
При увольнении со службы из органов внутренних дел периоды с 1 января 2001 года по 10 апреля 2004 года, с 9 октября 2004 года по 31 августа 2008 года, с 26 января 2009 года по 21 мая 2009 года в льготном исчислении засчитаны не были.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в части включения Курпееву А.В. периода службы с 1 января 2001 года по 21 мая 2009 года из расчета один месяц службы за полтора месяца, суд исходил из того, что в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей, по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД РФ от 20 декабря 2016 года N 868, не содержатся должности милиционера-конвоира отдельного батальона службы милиции, командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Суд пришел к выводу о том, что выполнение истцом обязанностей, связанных с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в спорные периоды не является основанием для льготного исчисления стажа.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, оценки представленных доказательств, исходил из того, что до 12 ноября 2003 года отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России, до указанного периода в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Судебная коллегия учла то обстоятельство, что, несмотря на внесение изменений в указанную норму постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 года, соответствующий Перечень был утвержден лишь приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2004 года N 640, почти через год, в спорный период службы истца отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П о том, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, пришел к выводу о том, что в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период службы истца, достаточным основанием для его включения в выслугу лет в льготном исчислении является установление факта непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судебная коллегия указала о том, что дословное несовпадение наименования занимаемой истцом в период с 1 января 2001 года по 22 апреля 2003 года должности "милиционер-конвоир" должности "милиционер", содержащейся в Перечне должностей, не исключает право истца на льготное исчисление стажа в данный период, поскольку факт выполнения истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений непосредственно вытекает из наименования должности и структурного подразделения, в котором нес службу истец. Иные занимаемые истцом в период по 21 мая 2009 года должности командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, поименованы в Перечнях.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия пришла к выводу о том, что служба истца в периоды с 1 января 2001 года по 10 апреля 2004 года, с 9 октября 2004 года по 31 августа 2008 года, с 26 января 2009 года по 21 мая 2009 года в органах внутренних дел в должностях милиционера-конвоира отдельного батальона службы милиции при УВД Оренбургской области, командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД города Оренбурга, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД города Оренбурга, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД по муниципальному образованию город Оренбург подлежит включению в стаж истца в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет выслуги лет за период службы с 13 апреля 2004 года по 9 октября 2004 года из расчета один день службы за три дня, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в данный период истец принимал участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики и данный период службы учтен ответчиком в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
В статье 1 Закона N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, это лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее -Постановление N 941) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
В редакции постановления N 941, действовавшей до 12 ноября 2003 года, отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России. Согласно действовавшей до 12 ноября 2003 года редакции в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 года, соответствующий Перечень был утвержден лишь приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2004 N 640. Таким образом, в спорный период службы истца отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 года N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в котором предусмотрена должность полицейского (милиционера) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18).
Приказ МВД России от 9 октября 2004 года N 640 утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 20 декабря 2016 года N 868, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
В период с 1 января 2001 года по 20 мая 2004 года должности в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделениях конвойной службы милиции, как и сами подразделения именовались в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 1993 года N 605 "Об утверждении типовых штатов изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции", конвойные отделения входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 года N 309 приказ МВД РФ от 30 декабря 1993 года N 605 признан утратившим силу, утверждены новые типовые штаты изоляторов временного содержания, в соответствии с которыми конвойные отделения стали именоваться отделениями охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Таким образом, конвойное отделение изоляторов временного содержания, предусмотренное типовыми штатами в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 1993 года N 605, являлось тождественным отделению охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания, предусмотренному типовыми штатами в соответствии с приказом МВД России от 20 мая 2004 года N 390.
То обстоятельство, что в Перечень, утвержденный приказом МВД России от 9 октября 2004 года N 640, как и в раздел 2 действующего в настоящее время Перечня включены наименования должностей и структурных подразделений в соответствии с типовыми штатами, утвержденными приказом МВД России от 20 мая 2004 года N 309, без указания на тождество данных наименований тем, которые предусматривались типовыми штатами ранее, само по себе не может являться основанием для невключения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебной инстанции, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
С учетом изложенного, предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашихинское" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.