Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 2 августа 2021 года гражданское дело по иску Дегтяревой Е.Ю. к Курской таможне о признании незаконным увольнения, приказов, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Дегтяревой Е.Ю. на решение Ленинского районного суда города Курска от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения представителя Дегтяревой Е.Ю. - Латифова Р.З, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Курской таможни - Башкирева Д.Ю, Ивахненко И.И, возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Юнусовой А.И, полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Дегтярева Е.Ю. обратилась в суд с иском к Курской таможне о признании незаконным увольнения, приказов, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований Дегтяревой Е.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Дегтярева Е.Ю. просит решение Ленинского районного суда города Курска от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 мая 2021 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Обосновывая доводы жалобы, ссылается на нарушение судом норм материального права, ненадлежащую оценку представленным доказательствам.
В возражениях на кассационную жалобу представители прокуратуры Курской области и Курской таможни просят судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дегтярева А.Ю. 17 марта 2010 года поступила на государственную гражданскую службу Курской таможни, где занимала различные должности.
В соответствии с приказом Курской таможни от 23 июня 2015 года N 234-к "О назначении федеральных государственных гражданских служащих" 25 июня 2015 года Дегтярева А.Ю. назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом таможенного поста МАПП Крупец.
В соответствии с приказами Центрального таможенного управления от 18 июня 2020 года N 338 "Об организационно-штатных мероприятиях" от 17 июля 2020 года N 402 "О внесении изменений в приказ Управления от 18 июня 2020 года N 338" и приказами Курской таможни от 19 июня 2020 года N 276 "О внесении изменений в штатное расписание" от 21 июля 2020 года N 337 N "О внесении изменений в приказ Курской таможни от 19 июня 2020 года N 276" замещаемая Дегтяревой Е.Ю. должность главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом таможенного поста МАПП Крупец с 1 октября 2020 года подлежала сокращению.
20 июля 2020 года Дегтярева А.Ю. уведомлена о сокращении занимаемой должности с 1 октября 2020 года, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и фактическим сокращением должности главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом таможенного поста МАПП Крупец. В уведомлении сообщено о том, что в течение двух месяцев со дня предупреждения Дегтяревой А.Ю. будут предложены вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности, уровня ее квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности.
Согласно листу собеседования от 6 августа 2020 года Дегтярева Е.Ю. ознакомлена со списком имеющихся в Курской таможне вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы и работников бюджетной сферы, с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы (специалисты), уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности Дегтяревой А.Ю. предложена для замещения вакантная должность старшего специалиста 3 разряда Курского таможенного поста (центр электронного декларирования) Курской таможни, от которой Дегтярева А.Ю. отказалась.
12 августа 2020 года Дегтярева Е.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о повторном ознакомлении с имеющимися в Курской таможне вакантными должностями гражданской службы, обоснованным невозможностью оценить предложенные ранее должности по состоянию здоровья.
Согласно представленным в материалы дела актам от 21 августа 2020 года и 18 сентября 2020 года Дегтярева А.Ю. отказалась прибыть на собеседование для ознакомления с имеющимися вакантными должностями гражданской службы в Курской и Центральной электронной таможнях, а также вакансиями работников бюджетной сферы Курской таможни.
9 сентября 2020 года ответчик направил в адрес Дегтяревой А.Ю. список вакантных должностей гражданской службы по состоянию на 8 сентября 2020 года.
17 сентября 2020 года Курской таможней получено заявление Дегтяревой А.Ю. о согласии на замещение вакантной должности начальника Курского таможенного поста (центра электронного декларирования), в котором истец просила принять ее на службу в Курскую таможню на указанную должность.
9 октября 2020 года в ответе на заявление Дегтяревой А.Ю. от 17 сентября 2020 года ответчик сообщил о том, что должность начальника Курского таможенного поста (центра электронного декларирования) относится к категории "руководители", поэтому в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" она не может быть предложена к замещению должностному лицу, чья должность категории "специалисты" сокращается в результате организационно-штатных мероприятий. Кроме того, указанная должность относится к номенклатуре назначения ФТС России и в компетенцию начальника Курской таможни не входят полномочия по назначению граждан (должностных лиц) на указанную должность.
На основании приказа N 869-к от 1 октября 2020 года Дегтярева А.Ю. уволена с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Дегтяревой А.Ю. требований, суд первой инстанций, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав штатные расписания, приказы о приеме на работу и увольнении государственных гражданских служащих, лист собеседования, согласно которому Дегтяревой А.Ю. предлагались иные вакантные должности, имевшиеся в государственном органе, от занятия которых истец отказалась, исходил из того, что ответчиком соблюдена процедура увольнения истца, предусмотренная нормами Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку увольнение произведено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении, после предложения вакантных должностей государственной гражданской службы, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для расторжения с истцом служебного контракта в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
На основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 указанного Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в редакции федеральных законов от 5 апреля 2013 ода N 57-ФЗ, 2 июля 2013 года N 185-ФЗ и 30 июня 2016 года N 224-ФЗ). Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.
Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.
Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.
Из материалов дела следует, что при проведении процедуры увольнения, Дегтярева Е.Ю. была ознакомлена со списком всех имеющихся в Курской таможне вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы по состоянию на 6 августа 2020 года, в котором указано 5 должностей. Также Дегтяревой Е.Ю. с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности предложена для замещения вакантная должность, имеющаяся в Курской таможне по состоянию на 6 августа 2020 года - старший специалист 3 разряда Курского таможенного поста (центра электронного декларирования). Кроме того, Дегтяревой Е.Ю. предложен для ознакомления список имеющихся в Курской таможне вакантных должностей работников бюджетной сферы (16 должностей), список вакантных должностей, имеющихся в Центральной электронной таможне (25 должностей), а также список вакантных должностей, имеющихся в Управлении Федеральной налоговой службы по Курской области (22 должности). От назначения на предложенные должности Дегтярева Е.Ю. отказалась.
Впоследствии в связи с поступлением от Дегтяревой Е.Ю. заявления о повторном ознакомлении с имеющимися в Курской таможне вакантными должностями гражданской службы, работодателем дан ответ, содержащий список всех имеющихся в Курской таможне вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы по состоянию на 8 сентября 2020 года в количестве 6 должностей, список всех имеющихся вакантных должностей работников бюджетной сферы Курской таможни (14 должностей), список вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, имеющихся в Центральной электронной таможне (25 должностей).
При этом, в материалы дела (т. 1 л.д. 169) представлены сведения о перемещениях должностных лиц таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни, назначенных на иные должности (уволенных со службы) в ходе проведения организационно-штатных мероприятий с 1 октября 2020 года, согласно которым организационно-штатные мероприятия проводились в отношении 48 должностей, которые Дегтяревой А.Ю. ни 6 августа 2020 года, ни 9 сентября 2020 года, ни до дня увольнения, за исключением предложенных, не предлагались, тогда как данная обязанность возложена на работодателя в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства.
То обстоятельство, что в данных сведениях имеется указание на приказы от 16 сентября 2020 года о назначении на должности сотрудников с 1 октября 2020 года, не освобождало суд первой инстанции от обсуждения вопроса о соблюдении процедуры увольнения государственного служащего с учетом того, что организационно-штатные мероприятия в Курской таможне продолжались до 1 октября 2020 года и до указанной даты имеющиеся в организации должности являлись вакантными.
Данные действия работодателя противоречат взаимосвязанным положениям частей 4, 5 и 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, исходя из которых представитель нанимателя при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа обязан предложить всем гражданским служащим, должности которых подлежат сокращению, или гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, а в случае, если на одну вакантную должность претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя обязан решить вопрос с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) о том, кого из них перевести на эту должность. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Также судами не дана оценка тому обстоятельству, что Дегтярева Е.Ю, обратившись с повторным заявлением к ответчику, в котором просила ознакомить с вакантными должностями, и выразила волю продолжить трудовые отношения с работодателем, фактически отказалась от принятого 6 августа 2020 года решения об отказе от предложенных должностей.
О волеизъявлении истца осуществлять трудовую деятельность также свидетельствует и поступившее от Дегтяревой Е.Ю. заявление от 17 сентября 2020 года о приеме на службу в таможню и назначении на должность начальника Курского таможенного поста (центр электронного декларирования) с 1 октября 2020 года, ответ на которое о невозможности занятия данной должности был дан истцу только 9 октября 2020 года, то есть после проведенных организационного-штатных мероприятий.
Действительно, должность начальника Курского таможенного поста относится к номенклатуре назначения ФТС России и не входит в компетенцию начальника Курской таможни. Вместе с тем, при ознакомлении Дегтяревой Е.Ю. с вакантными должностями по состоянию на 6 августа 2020 года указанные сведения в отношении данной должности в графе примечание в предложенном списке отсутствуют, в ответе на повторное заявление содержится примечание "назначение номенклатуры ФТС России". Таким образом, работодатель, предоставив противоречивую информацию относительно порядка назначения на вакантную должность и направив ответ с разъяснением порядка назначения по истечении срока сокращения, фактически лишил истца возможности претендовать на должность согласно категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности, чему судами также не дана надлежащая оценка.
В обосновании законности сокращения, работодателем также представлены сведения о предложенной Дегтяревой А.Ю. вакантной должности главного государственного таможенного инспектора кинологического отдела Курской таможни, вместе с тем сведений о доведении до Дегтяревой А.Ю. информации о наличии указанной вакантной должности ответчиком в соответствующие сроки, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что представителем нанимателя не допущено нарушения действующего законодательства и трудовых прав Дегтяревой Е.Ю, не может быть признан соответствующим закону, поскольку основан на неправильном применении положений статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, проверяя по апелляционной жалобе Дегтяревой Е.Ю. законность решения суда первой инстанции, допущенные им нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 327.1, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами не учтено, что исходя из положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ о равном доступе граждан к государственной гражданской службе и равных условиях ее прохождения при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа предложение представителем нанимателя по своему выбору вакантных должностей в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, отдельным гражданским служащим, которые согласились на их замещение, не освобождает представителя нанимателя от исполнения установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ обязанности предложить всем гражданским служащим, должности которых подлежат сокращению, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности, соответствующие группе и категории должности, замещаемой гражданским служащим, что в данном случае им сделано не было.
По мнению судебной коллегии, приведенное выше свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией гражданином права на труд, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Дегтяревой Е.Ю. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение Ленинского районного суда города Курска от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 мая 2021 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на правильность разрешения заявленного спора, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем подлежат отмене, с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 25 мая 2021 года отменить.
Гражданское дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Курска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.