Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Ситникова В.С, Потеминой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авхимович Елены Сергеевны к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 41495, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением посредством предоставления денежной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях
по кассационной жалобе ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Дубровского районного суда Брянской области от 9 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Ситникова В.С, судебная коллегия
установила:
Авхимович Е.С. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 41495, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании права на обеспечение жилым помещением посредством предоставления денежной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование своих требований Авхимович Е.С. указала на то, что она является сержантом запаса, проходила действительную военную службу, в том числе, в в/ч 51432 на территории закрытого военного городка "адрес". За период прохождения военной службы на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ ей на состав семьи была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес". На основании приказа командира в/ч 51432 от ДД.ММ.ГГГГ Авхимович Е.С. была уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключена из списков состава части. Общая продолжительность военной службы составляет более 10 лет. Авхимович Е.С. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением отделения от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 9 ноября 2020 г. исковые требования удовлетворены.
Решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице Брянского территориального отделения N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признано незаконным.
За Авхимович Е.С. признано право на обеспечение жилым помещением посредством предоставления единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения.
На ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице Брянского территориального отделения возложена обязанность восстановить Авхимович Е.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена стороны производства - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ в связи с реорганизацией ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ путем присоединения к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 апреля 2021 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации подана кассационная жалоба, в которой просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены определения суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Авхимович Е.С. проходила военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 54819, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 35452, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 51432.
На основании приказа N командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ сержант Авхимович Е.С. - механик - водитель группы регламента (средств опознавания) уволена из рядов ВС РФ с зачислением в запас по организационно-штатным мероприятиям и исключена из списков состава части.
Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 11 лет 8 месяцев 7 дней.
Авхимович Е.С. на период прохождения военной службы была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой в настоящее время Авхимович Е.С. проживает
С ДД.ММ.ГГГГ Авхимович Е.С. включена в состав участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и выдаче ГЖС для приобретения (строительства) жилого помещения в "адрес", она была поставлена на очередь.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им служебных помещений в собственность бесплатно", исходил из того, что Авхимович Е.С. была признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку включена в списки кандидатов на участие в федеральной целевой программе ГЖС. До настоящего времени право на жилище ею не реализовано, на протяжении 26 лет истица жилым помещением не обеспечена, проживает в служебном жилом помещении, принадлежащем Министерству обороны РФ, расположенном в военном городке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В кассационной жалобе ответчик указал на то, что Авхимович Е.С. воспользовалась правом на получение жилищного сертификата. При этом предоставление сертификата на приобретение жилья и предоставление жилого помещения по договору социального найма являются разными формами обеспечения жильем и у них разный порядок реализации.
Данные доводы кассационной жалобы заслуживают внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Абзацем 1 пункта 14 статьи 15 этого же федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из материалов дела следует, что спорная квартира была предоставлена истцу в качестве служебной на период прохождения службы.
Авхимович Е.С. включена в состав участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и выдаче ГЖС для приобретения (строительства) жилого помещения в "адрес", она была поставлена на очередь.
Сведений о том, что Авхимович Е.С. исключена из состава участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", в материалах дела не имеется.
При этом одновременное предоставление жилого помещения за счет федерального органа власти и предоставление жилищной субсидии законом не предусмотрено.
Данные обстоятельства не были учтены судами нижестоящих инстанций.
Таким образом, вывод судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований является преждевременным, сделанным без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Кроме того, в материалах дела имеется справка N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Авхимович Е.С. действительно проходила военную службу в войсковой части 51432 и была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением, уволена в запас с оставлением в списках очередников войсковой части 51432 на получение постоянного жилья (л.д. 18 т. 1).
В этой связи, суду следует установить, была ли Авхимович Е.С. исключена и согласна на такое исключение из очереди на улучшение жилищных условий.
С учетом изложенного, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13 апреля 2021 г. отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.