Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу Юшкова Владимира Юрьевича на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 04 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Агрофирма "Труд" Юшкова Владимира Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю N 59172025800158000004 от 16.10.2020 генеральный директор ООО "Агрофирма "Труд" Юшков В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, решением судьи Пермского краевого суда от 04 марта 2021 года, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу постановление и судебные акты, Юшков В.Ю. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу решения не нахожу.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.
При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
В соответствии с подпунктом "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.
Согласно п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, абзац 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ).
При рассмотрении дела установлено, что налоговым органом в ходе проведения проверки соблюдения ООО "Агрофирма "ТРУД" валютного законодательства выявлено, что 30.01.2019 в нарушение положений Федерального закона от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранному работнику (нерезиденту, гражданину Республики Казахстан "данные изъяты") юридическим лицом выдана заработная плата из кассы организации наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в размере 3 000 руб, что подтверждается подписью работника в платежной ведомости N 17/48 от 30.01.2019.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностным лицом налогового органа Юшкова В.Ю. к административной ответственности.
Факт совершения Юшковым В.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи пришли к обоснованным выводам о виновности Юшкова В.Ю.
Действия Юшкова В.Ю. квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что Юшков В.Ю. не является субъектом правонарушения, поскольку в организации имеется ответственное за валютные операции лицо, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Юшков В.Ю, являясь генеральным директором общества, осуществляет руководство текущей деятельностью общества, в том числе осуществляет контроль за надлежащим исполнением должностных обязанностей другими должностными лицами, является законным представителем юридического лица, имеющим право представлять интересы общества без доверенности.
Платежная ведомость (л.д.74), по которой была выдана заработная плата "данные изъяты", подписана Юшковым В.Ю, что свидетельствует о том, что последнему было известно о выплате работнику-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, при этом каких-либо мер по устранению нарушений не предпринял.
Каждая из произведенных выплат иностранному работнику образует самостоятельный состав административного правонарушения - незаконную валютную операцию, оконченную в момент выдачи денежных средств из кассы юридического лица.
Оценив представленные доказательства, должностное лицо и судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии у налогового органа полномочий на привлечение лица к административной ответственности и недопустимости доказательств, полученных в результате налоговой проверки, были предметом рассмотрения судьи краевого суда, обоснованно отклонены по изложенным в решении мотивам, оснований не доверять которым не имеется.
Ссылка на нарушение в ходе проверки Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" правомерно отклонена как несостоятельная, поскольку согласно ч. 3.1 ст. 1 названного Закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении валютного контроля.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Юшкова В.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела требования ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дел не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административных правонарушениях содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобам судьями районного и краевого судов дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют положениям ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Пермскому краю от 16 октября 2020 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 04 декабря 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 04 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении в отношении генерального директора ООО "Агрофирма "Труд" Юшкова Владимира Юрьевича оставить без изменения, жалобу Юшкова Владимира Юрьевича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.