Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Застынчану Сергея Владимировича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-1066/2020 по административному иску Застынчану Сергея Владимировича к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ямало-Ненецкому автономному округу об обжаловании действий должностных лиц, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы
УСТАНОВИЛА:
Застынчану С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании незаконными действий (бездействия) по принятию письменных обращений без своевременной выдачи расписок, подтверждающих факт принятия обращений сотрудником данного исправительного учреждения.
В обоснование требований административный истец указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. Административный истец в 2019 году направлял в суд и прокуратуру письменные обращения (административный иск, апелляционные жалобы, жалобу), при этом данные письменные обращения были переданы (06, 19, 21 февраля, 09, 22 апреля, 19 августа и 02 сентября 2019 года) уполномоченному сотруднику исправительного учреждения. Вместе с тем расписки о принятии данных письменных обращений не были выданы, что не позволяет контролировать их направление адресатам. Считает, что принятие письменных обращений администрацией исправительного учреждения без своевременной выдачи расписки нарушает право осужденного на обращение в государственные органы и суд.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2020 года состоявшиеся по делу судебные акты отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2021 года, административное исковое заявление было удовлетворено в части: действия ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу по несвоевременной выдаче расписок о принятии обращений в целях их отправки адресатам были признаны незаконными; на административного ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав Застынчану С.В. и сообщить об исполнении решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 08.06.2021, Застынчану С.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на их незаконность. Суды, по мнению подателя жалобы, по существу не рассмотрели вопрос о том, в какой срок должна быть оформлена расписка о получении от осужденного обращения. Полагает, что принятие письменных обращений администрацией исправительного учреждения без выдачи расписки в момент получения нарушает право осужденного на обращение в государственные органы и суд. Вывод судов нижестоящих инстанций о том, что п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не регулирует срок вручения осужденному расписок о принятии обращений, являться неправомерным, поскольку расписка должна выдаваться (вручаться) непосредственно в момент совершения соответствующих действий.
В судебном заседании проводимом путем использования системы видеоконференц-связи Застынчану С.В. на удовлетворении кассационной жалобы настаивал по приведенным в жалобе основаниям.
Иные участвующие в деле лица в судебном заседании участия не приняли, представителей не направили, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Как следует из материалов дела, Застынчану С.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК - 18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Судами установлено, что Застынчану С.В. в государственные органы была передана корреспонденция через администрацию исправительного учреждения, однако расписки об их получении были выданы не в день получения обращения, а значительно позже.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск в части и признавая незаконными действия административного ответчика по несвоевременной выдаче расписок о принятии письменных обращений, пришел к выводу, что сроки выдачи таких расписок должны быть разумными и позволять осужденному отслеживать движение своей корреспонденции.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что требования пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, касающиеся выдачи осужденному расписки, в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу не выполняются в полной мере.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества, которые должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N295 (далее - Правила, части 1, 2 и 4 статьи 91 УИК РФ).
В соответствии с пунктом 54 Правил получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью в каждом изолированном участке исправительного учреждения вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации исправительного учреждения. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Согласно пункту 58 Правил предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод, и ответы на них цензуре не подлежат.
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выдача расписки осужденному о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб от осужденного возложена на исправительное учреждение в силу Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Вместе с тем, учитывая, что по ряду обращений Застынчану С.В. расписки о принятии обращений были переданы осужденному несвоевременно, такие действия административного ответчика судами нижестоящих инстанций признаны незаконными.
Указанные выводы судов следует признать верными.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела отмечено, что законом не регламентированы сроки вручения осужденному расписок о получении обращения, дата передачи обращения представителю исправительного учреждения напрямую связана с фактическим получением данного обращения, соответственно и расписка, подтверждающая данный факт должна быть вручена осужденному своевременно, а не в момент получения обращения.
Данный вывод суда апелляционной инстанции следует признать ошибочным.
Несмотря на то, что пункт 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не регламентирует порядок вручения расписки о принятии от осужденного обращений, по смыслу названной нормы, призванной обеспечить права осужденного на беспрепятственное обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, расписка должна выдаваться (вручаться) непосредственно в момент совершения действий по принятию от осужденного соответствующего обращения.
Вместе с тем названный ошибочный вывод суда апелляционной инстанции не привел к принятию неправильного решения.
Судом признано незаконным бездействие администрации учреждения по несвоевременной выдаче расписок о принятии обращений для целей их отправки адресатам, при этом под несвоевременностью понимается, в том числе, вручение расписки позднее момента непосредственного совершения действий по принятию обращения от осужденного.
Иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу чего предусмотренных положением статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Застынчану Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 28.07.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.