Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 24 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 ноября 2020 года по административному делу N 2а-1204/2020 по административному исковому заявлению Щерба Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации прав, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Щерба С.А. обратился к суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 16.07.2020 N КУВД-001/2020-5773064/3 и возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учёт здания - жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" на основании технического плана здания от 21.05.2020, подготовленного кадастровым инженером "данные изъяты" и провести государственную регистрацию права собственности Щерба С.А, на созданный жилой дом.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что 30.05.2020 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание - жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", предоставив заявление установленного образца, технический план здания, чек об уплате государственной пошлины. Краснокамским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Пермскому краю были приняты решения от 16.06.2020 N КУВД- 001/2020-5773064/1 и от 23.06.2020 N КУВД-001/2020-5773064/2 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с направлением межведомственных запросов. В связи с истечением срока приостановления и неполучением ответа на межведомственный запрос административным ответчиком принято решение от 16.07.2020 N КУВД-001/2020-5773064/3 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п. 22 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Данное решение считает незаконным.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 24 августа 2020 года требования административного истца удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконным решение Управления Росреестра по Пермскому краю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 16.07.2020 NКУВД-001/2020-5773064/3 незаконным и возложил на административного ответчика обязанность решить вопрос о постановке на государственный кадастровый учет здания - жилого дома и государственной регистрации права собственности Щерба Сергея Александровича в установленном порядке и сроки, о чём в течение месяца сообщить суду и административному истцу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 04.09.2020, в которой просит отменить судебные акты. Автор жалобы, ссылаясь на положения Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, а так же положения Федеральных законов "О личном подсобном хозяйстве" и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указывает, что земельный участок, на котором возведен спорный жилой дом, образован из земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты и не предусмотрена возможность возведения объектов капитального строительства. Изменение органом местного самоуправления вида разрешенного использования земельного участка без соблюдения предшествующей процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую, по мнению подателя жалобы, не может повлечь за собой несоблюдение требований законодательства при осуществлении учетно-регистрационных действий.
Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Судами установлено, что Щерба С.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.01.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Садовые и дачные дома, площадью 603 +/- 17 кв.м. расположенного по адресу: "данные изъяты"
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Думы Оверятского городского поселения N 21 от 28.04.2011, с учетом изменений, внесенных решением Думы Оверятского городского поселения от 26.07.2017 N33 территория ДНТ "Никитино" отнесена к территориальной зоне Ж-5 "Ведение дачного хозяйства".
Щерба С.А. обратился через МФЦ в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением от 30.05.2020 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание - жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты" на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", предоставив заявление установленного образца, технический план здания, чек об уплате государственной пошлины.
По результатам рассмотрения указанного заявления 16.06.2020 и 23.06.2020 Межмуниципальным отделом N 2 Управления Росреестра по Пермскому краю было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в срок до 16.07.2020, изложенное в уведомлении о приостановлении N КУВД- 001/2020-5773064/1 и NКУВД-001/2020-5773064/2.
Основанием приостановления кадастрового учета, как указано в оспариваемом решении административного ответчика от 03.02.2020, явилось обстоятельство того, что спорный земельный участок образован из земель, относящихся к землям сельскохозяйственных угодий, разрешенное использование данных земель может быть изменено только после перевода их в другую категорию, изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения, правообладателем самостоятельно осуществлено быть не может, учитывая невозможность установления градостроительных регламентов для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по мотиву не соответствия возведенного объекта виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), поскольку спорный участок расположен в зоне Ж-5 к основным видам разрешенного использования которой отнесено - "Ведение дачного хозяйства - Размещение жилого дачного дома".
С данными выводами городского суда согласился суд апелляционной инстанции.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков (часть 2 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Органом государственной регистрации установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован путем выделения из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений). Поставлен на государственный кадастровый учет 15.12.2016.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" (земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений) и "данные изъяты" (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений).
В свою очередь земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" образованы путем выдела земельных долей из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для использования в сельскохозяйственном производстве) в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Поставлены на государственный кадастровый учет 27.10.2006.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При разрешении заявленных требований судами было учтено, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" поименован как - "садовые и дачные дома", согласно Правилам землепользования и застройки Оверятского городского поселения участок относится к территориальной зоне Ж-5, основным видом разрешенного использования которой является возведение жилых дачных домов, кроме того, земельный участок включен в территорию дачного некоммерческого товарищества, и в соответствии с пунктом 6.4 Свода правил 53.13330.2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.12.2010 N 849, на таких участках могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения.
Отклоняя довод ответчика о том, что установленный вид разрешенного использования "садовые и дачные дома" не соответствует категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", суды исходили из того, что данное обстоятельство не охватывает материально-правовые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п.22 ч.12 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Суды обоснованно отклонили доводы административного ответчика о нарушении законодательства при установлении органом местного самоуправления в Правилах землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимой процедуры предшествующего изменения категории земель, поскольку вопрос об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления не может быть предметом исследования в рамках рассматриваемого административного спора.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы административного ответчика.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 24 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 26.07.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.