Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2283/2020 по иску Кошкиной Татьяны Яновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) об отмене решения о прекращении выплаты страховой пенсии, о возложении обязанности по выплате страховой пенсии, по кассационной жалобе Кошкиной Татьяны Яновны на решение Березниковского городского суда Пермского края от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кошкина Т.Я. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Березники Пермского края), в котором просила отменить решение ответчика о прекращении выплаты ей страховой пенсии по старости с 01 апреля 2020 года, возложить на ответчика обязанность произвести выплату страховой пенсии по старости с 01 апреля 2020 года в полном объёме.
В обоснование исковых требований указала, что решением ответчика от 30 января 2020 года ей была назначена страховая пенсия, выплата которой прекращена с 01 апреля 2020 года на основании решения от 26 марта 2020 года и решения от 23 марта 2020 года N 299 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии в связи с неправильным применением законодательства. Считает, что решение о прекращении выплаты страховой пенсии является незаконным, вступившие в действие с 01 января 2019 года изменения законодательства на неё не распространяются, в связи с чем подлежат применению положения Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции от 19 декабря 2016 года, согласно которым право на страховую пенсию имеют женщины, достигшие 55 лет. В силу части 1.1 статьи 8 указанного закона право на назначение пенсии возникает для неё по достижении возраста 55, 5 лет в соответствии с приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Полагает, что поскольку возраста 55 лет она достигла 12 февраля 2017 года, то именно с этой даты у неё возникает право на страховую пенсию по старости, соответственно, страховой стаж для назначения пенсии согласно приложению 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" составляет не менее 8 лет. Поскольку в 2017 году она не имела необходимого стажа работы, требуемый страховой стаж 8 лет 6 месяцев выработан ей до 01 ноября 2019 года, полагает, что на день обращения за назначением пенсии в январе 2020 года она имела право на назначение пенсии и прекращение выплаты пенсии является незаконным.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 22 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года, Кошкиной Т.Я. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Кошкина Т.Я. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции от 19 декабря 2016 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действующей с 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1).
В соответствии с приложением N 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2017 году, составляет 8 лет.
Таким образом, одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" является продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, и в 2017 году продолжительность такого стажа составляла 8 лет.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
То есть приведенным Федеральным законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01 января 2017 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
На основании приложения 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, в 2019 году увеличивается на 18 месяцев относительно возраста, по достижении которого гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В этой связи законодатель установилопределенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Таким образом, пенсионный возраст у женщины, замещающей должность государственной гражданской службы, приобретшей право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в 2019 году, увеличивается на 18 месяцев и применительно к настоящему спору право на страховую пенсию возникает у истца при достижении ею возраста 56, 5 года, соответственно.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кошкина Т.Я, "данные изъяты" года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 20 января 2020 года.
31 января 2020 года УПФР в г. Березники Пермского края принято решение о назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 20 января 2020 года.
26 марта 2020 года ответчиком принято решение N 299 об обнаружении и устранении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии в связи с неправильным применением законодательства.
С 01 апреля 2020 года выплата истцу пенсии прекращена на основании пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".
14 апреля 2020 года Кошкиной Т.Я. направлено соответствующее уведомление, в котором разъяснено, что право на назначение страховой пенсии возникает у неё с 01 октября 2020 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Кошкиной Т.Я, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 и частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложением N 5 к указанному закону, Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", исходил из того, что для возникновения у гражданина права на назначение страховой пенсии по старости не достаточно только лишь достижения возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2016 года, а также необходимо наличие требуемого страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента, которые определяются на день достижения гражданином возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 вышеуказанного закона. Необходимыми условиями для назначения истцу пенсии по части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" являлись достижение возраста 55 лет, наличие страхового стажа - 8 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента. При достижении Кошкиной Т.Я. в 2017 году возраста 55 лет она не имела необходимого страхового стажа, который давал бы ей право на назначение страховой пенсии по части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях". Соответственно, на 2017 год у истца право на назначение страховой пенсии не возникло.
Установив из документов пенсионного дела, что с учетом требуемого страхового стажа 8 лет право на страховую пенсию возникло у истца 31 марта 2019 года, суд первой инстанции, руководствуясь приложением N 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", пришел к выводу, что возраст, по достижении которого истцу может быть назначена страховая пенсия, увеличивается на 1 год и 6 месяцев, и страховая пенсия может быть назначена истцу с 01 октября 2020 года при наличии соответствующего обращения в Пенсионный фонд.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", пришел к выводу, что выплата пенсии истцу прекращена с 01 апреля 2020 года обоснованно.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Настаивая на отмене судебных решений, Кошкина Т.Я. указывает на то, что её право на пенсию обусловлено достижением возраста 55 лет, которого она достигла в 2017 году; за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01 января 2019 года, но не имевшими права на пенсию в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на её назначение без учета повышения пенсионного возраста. Считает, что имела право на назначение и получение пенсии с момента обращения с заявлением к ответчику в январе 2020 года, поскольку приобрела требуемый страховой стаж 8 лет в 2019 году; увеличение возраста на 18 месяцев на неё не распространяется.
Приведенные истцом доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховой пенсии по старости лицам, замещающим должности государственной гражданской службы. Между тем иное понимание и толкование автором кассационной жалобы приведенных норм материального права не является основанием для отмены судебных постановлений.
Как правильно установлено судами и подтверждается материалами дела, возраста 55 лет истица достигла 12 февраля 2017 года, её страховой стаж на указанную дату составлял менее 8 лет (06 лет 09 месяцев).
Как обоснованно указали суды, право на пенсию определяется не только достижением определенного возраста, а совокупностью условий, с которыми законодатель связывает возникновение права на назначение пенсии, а именно, достижение возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2016 года, наличие требуемого страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При разрешении спора суды правильно применили и истолковали приведенные нормы материального права, вследствие чего пришли к законному и обоснованному выводу о том, что при достижении истцом в 2017 году возраста 55 лет она не имела необходимого страхового стажа (8 лет), который давал бы ей право на назначение страховой пенсии по части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", вследствие чего на 2017 год у истца право на назначение страховой пенсии не возникло.
С учетом установленных обстоятельств и оценки собранных доказательств, суды пришли к правильному выводу о том, что право на страховую пенсию возникло у истца 31 марта 2019 года и с учетом применения приложения N 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" страховая пенсия может быть назначена истцу с 01 октября 2020 года при наличии соответствующего обращения в Пенсионный фонд.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кошкиной Татьяны Яновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.