Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В, с участием прокурора Костюка А.И, рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу ООО "Аврора-95" на решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года по административному исковому заявлению ООО "Аврора-95" к Алуштинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим нормативно-правового акта.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
решением Маломаякского сельского совета от 11 января 2013 года N "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель "адрес", "адрес" (далее - решение N 19-2) утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель "адрес", "адрес", "адрес" (согласно приложению стоимость 1 кв. м земель по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет в "адрес" - 348, 62 грн, "адрес" - 341, 78 грн, "адрес" - 330, 55 грн), постановлено взимать с 1 марта 2013 года плату за землю в виде земельного налога и арендной платы по утвержденной нормативной денежной оценке земель "адрес", "адрес", "адрес" Маломаякского сельского совета.
ООО "Аврора-95" (далее - Общество), являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 11 000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения N, на основании которого произведен расчет взыскиваемой с Общества в судебном порядке задолженности по арендной плате за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, в обоснование своих требований указав, что нормативный правовой акт не подлежит применению ввиду его неопубликования.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт о правовом регулировании определения арендной платы за публичные земли принят компетентным органом в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Украины, и не противоречит федеральному и региональному законодательству Российской Федерации, принят с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, в установленном законом порядке с соблюдением правил его введения в действие, является правильным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 мая 2021 года, Общество ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения и принятии нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме. Указывает, что суды незаконно сделали вывод об официальном опубликовании оспариваемого решения.
Определением судьи от 28 июня 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад, объяснения представителя Общества Чепрасова В.В, участвовавшего в судебном заседании посредством использования видео-конференц-связи и поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, согласившегося с обжалуемыми судебными актами, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6- ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правого акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта да федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Таким образом, с 18 марта 2014 года на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в местном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации; в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1, частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации; по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 47 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Судом установлено, что Общество на основании договора аренды от 24 ноября 2004 является арендатором спорного земельного участка.
В производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело по исковому заявлению администрации г. Алушты Республики Крым о взыскании с Общества задолженности по арендной плате за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года в сумме 4 319 384, 82 рублей и пени в сумме 3 189 008, 45 рублей. Расчет арендной платы произведен на основании решения от 11 января 2013 года N с применением, в том числе стоимости 1 кв. м по экономико-планировочной зоне с учетом коэффициента земель рекреационного использования (зона V-5 - 258, 57 грн.) и арендной ставки нормативной денежной оценки земельного участка в размере 10%.
25 июня 2012 года органом местного самоуправления Маломаякским сельским советом Автономной Республики Крым принято решение N "О проведении нормативной денежной оценки земель "адрес", "адрес", "адрес"" в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Украины, статьей 23 Закона Украины "Об оценке земли".
6 декабря 2012 года в официальном печатном издании Маломаякского сельского совета " "данные изъяты"" N (ИЗО) опубликовано сообщение о публикации проекта оспариваемого акта на официальном сайте Маломаякского сельского совета и о размещении проекта на информационных стендах в холле Маломаякского сельского совета. Данный выпуск газеты опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
По результатам состоявшихся 28 декабря 2012 года публичных слушаний, в которых приняли участие 54 жителя, проект решения "О проведении нормативной денежной оценке земель "адрес", "адрес", "адрес"" размещен на официальном сайте Маломаякского сельского совета (г. Алушта) Автономной Республики Крым "данные изъяты" в разделе "нормативно-денежная оценка земли" и на информационных стендах в холле Маломаякского сельского совета.
Решением Маломаякского сельского совета N утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель "адрес", "адрес", "адрес".
В газете " "данные изъяты"" от 17 января 2013 года N опубликовано сообщение о принятии решения Маломаякским сельским советом от 11 января 2013 года N "Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель "адрес", "адрес", "адрес"" с указанием на стоимость 1 кв. м земель по состоянию на 1 декабря 2012 года в "адрес" - 348, 62 грн, "адрес" - 341, 78 грн, "адрес" - 330, 55 грн, о взимании с 1 марта 2013 года платы за землю в виде земельного налога и арендной платы по утвержденной нормативной денежной оценке земель "адрес", "адрес", "адрес" Маломаякского сельского совета, а также о размещении полного текста решения и технической документации по нормативной денежной оценке земель на официальном сайте Маломаякского сельского совета "данные изъяты"
На основании решения Алуштинского городского совета от 3 октября 2014 года N Маломаякский сельский совет ликвидирован.
В соответствии с решением Алуштинского городского совета от 19 декабря 2014 года N "О вопросах правопреемства" администрация г. Алушты является правопреемником Маломаякского сельского совета.
Пунктами 11, 19, 20 части 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" "адрес", "адрес", "адрес" вошли в перечень населенных пунктов в составе городского округа Алушта.
На официальном сайте Правительства Республики Крым указана актуальная информация о принятых нормативных правовых актах, в том числе имеются сведения, согласно которым по состоянию на 1 октября 2013 года нормативная денежная оценка земель населенных пунктов Маломаякского сельского совета (г. Алушта) Автономной Республики Крым выполнена полностью.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исходили из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт о правовом регулировании определения арендной платы за публичные земли принят компетентным органом в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Украины, и не противоречит федеральному и региональному законодательству Российской Федерации, принят с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, в установленном законом порядке с соблюдением правил его введения в действие, является правильным.
Решение N не противоречит статье 39.7 ЗК РФ, основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Согласно части 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-3PK) право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что оспариваемое решение было соответствующим образом опубликовано, поэтому доводы жалобы о нарушении порядка опубликования муниципального нормативного правового акта являются несостоятельными.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Довод кассационной жалобы о нарушении порядка опубликования муниципального нормативного правового акта является несостоятельным, поскольку административный ответчик обеспечил населению и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемое решение, возможность ознакомиться с его содержанием в установленном порядке, а также способом, предусмотренном в самом решении N 19-2.
С учетом изложенного следует согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что невозможность подтверждения в настоящий момент размещения полного текста оспариваемого решения на официальном сайте органа местного самоуправления иного государства в связи с тем, что данный сайт оплачивается с марта 2014 года и является нерабочим, не свидетельствует о допущенном органом местного самоуправления нарушении процедуры, предусмотренной действующим на территории Республики Крым законодательством на момент принятия муниципального акта и о нарушении прав административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали вывод суда, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах приведенные оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аврора-95" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 2 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.